Миасс

Миасс

LAT
  • 55.03279N, 60.12187E
  • Я здесь был
    Хочу посетить

    9 заметок,  4 совета по 3 объектам,  122 фотографии

    помощь Подписаться на новые материалы этого направления
    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов Миасса помощь
    Все авторы направления
    2
    Zygimantas
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 1 мар 2009

    Дорогама Южного Зауралья-2

     
    10 марта 2009 года 9562

    Хочется рассказать о своих впечатлениях о Южном Зауралье,это первый рассказ из возможного цикла,если он вызовет интерес,то появятся и другие.

    С самого начала должен предупредить,что эти впечатления -- итог нескольких поездок по Южному зауралью.
    Занесло меня туда не случайно: моя женщина родом из Курганской области и,сопровождая ее в поездках на Родину,я узнал и полюбил этот край,как и все,что бывает связано с дорогими нам людьми.
    Первое впечатление было несколько обескураживающим: девятнадцатилетний паренек ,коренной москвич,проезжает две тысячи км,наблюдая из окна поезда,как,по мере приближения к конечной точке,цветущие сады Поволжья сменяются серой дождливой пустыней,с вкраплениями нестаявшего снега.Не слишком-то веселый пейзажик оживляли разливы рек,в коих тонули неказистые деревеньки.
    Две тысячи километров до Челябинска,далее 150 электричкой до райцентра,далее автобусом 40 км по разбитой по случаю весны грунтовой дороге.Видимо с каждым километром лицо иое все больше вытягивалось,так,что молодая жена уже не скрывая беспокойства,наблюдала за сими метаморфозами физиогномики.Заключительным аккордом,добившим меня стало явление,до сих пор всплывающее у меня перед глазами,стоит лишь захотеть: раздолбаный ПАЗик,переваливаясь по затопленным колеям так ,что с тех пор я с сомнением слушаю рассказы об ужасах морской качки,поднял из грязи дорожной лужи здоровую свинью,и та улепетывает,не особо пытаясь свернуть в сторону.Таким было мое первое прибытие в Южное Зауралье!
    Со временем этот обширнейший край приобрел для меня особую притягательность своими просторами,которые трудно представить в Центральной России (где поездка на 200-300 км в гости к родственнику считается почти подвигом),разнообразием природных ландшафтов,а главное -- людьми его населяющими,простыми,хорошими,немного стеснительными русскими людьми.
    Естесственно,впоследствии,мне захотелось осмотреть поболее,нежели зауральская степь с раскиданными по ней блюдцами озер,ледникового происхождения,на крупнейших из которых стоят села и деревни,и нечастыми перелесками березняка и осинника,гордо именуемых здесь "лесами".А посему в одну из поездок,мы изменили маршрут и решили осмотреть восточные предгорья Уральского хребта.Целью путешествия стал город Миасс,расположенный в зажатой меж гор долине одноименной реки -- притока Тобола.Бывалым путешественникам Миасс прекрасно известен -- отсюда начинается маршрут на Таганай.
    Путь из Москвы до Миасса один: с Казанского вокзала,через Самару и Уфу,не доезжая до Челябинска.Хочу напомнить,что дело происходило в 90-х годах,когда и в столицах понятия "Информация" и "Он-лайн бронирование" считались дорогой экзотикой,а за Каменным Поясом слухи о "Интернет" казались то-ли сказкой,то-ли дурилкой,специально внедренной ушлыми москвичами,дабы навесить лапши на уши простодушным "чалдонам" (самоназвание!).Забегая вперед,отмечу,что за истекшие полтора десятка лет,прогресс не стал там очевиден,хотя определенные сдвиги налицо.
    Итак,в одно прекрасное утро,мы,на свой страх и риск,сошли с поезда и заинтересованно оглядели горные отроги и стоящие меж ними многоэтажки.По рассказам,мы представляли,что необходимо пересечь весь город до озера Тургояк,а там уже устроиться на какой-нибудь турбазе...Первым сюрпризом стала абсолютная бесплатность городского общественного транспорта -- троллейбусов и автобусов,а также его поистине бешенная популярность среди местного населения (некоторое представление о коей дает Московская подземка в час пик) и,поистине,плачевное состояние подвижного состава.Хорошо,что нашлась альтернатива,в виде маршруток,пущеных недавно,с платой весьма умеренной,по Московским меркам,и напрочь игнорируемая местным населением.Устроившись,для полноты обзора, в кабине водителя мы с интересом оценивали город.
    У вокзала начинается более старая часть Миасса,с застройкой годов 40-х,50-х.Далее,за центром,на несколько километров тянется завод "УралАЗ",а уже за ним пригород,называемый: Машгородок,построенный,судя по не в меру бойким архитектурным решениям общественных зданий,романтиками годов 60-х. Позднее,прогуливаясь вечерами по улочкам Машгородка,я,кажется,так и не смог закрыть рта,дивясь сему градостроительному нонсенсу; стоило мне прийти в себя,как челюсть снова отпадала от вида очередного шедевра в стиле научно-фантастического бреда о городах будущего,в представлениях тех же 60-х.
    Город поразил,также,своей необыкновенной чистотой и ухоженностью (не забудем,что дело происходит в 90-х!).Кажется,впервые в жизни я имел возможность наблюдать столько красивых,стройных девушек,собранных в одном месте,причем небольшом по размеру.Удивляла и восхищала местная мода того сезона -- все,и девушки,и молоденькие мамы с детьми -- все сплошь носили либо мини-юбочки,либо еще более мини-шортики,а сверху нечто типа переда от закрытого купальника,с парой тесемочек на спине.В столицах того времени мне не доводилось встречать подобной открытости.На их фоне,безусловно проигрывали ребята,от шеи до пят запакованные в дешевые тренировочные костюмы всех оттенков черного цвета.
    До озера ни маршрутка,ни троллейбус не ходили и мы,подождав на солнцепеке каких-нибудь час-полтора,ухитрились втиснуться в автобус "Икарус",видимо списанный из Москвы за полной негодностью лет пять-семь назад.Усталость от долгой дороги начинала сказываться,нелегкие рюкзаки с вещами тоже напоминали о себе.
    Озеро появилось из-за поворота и я сразу понял,что мне суждено влюбиться в этот вид: в чаше,окруженной покрытыми соснами невысокими горами,залитое солнцем,с небольшой полосой пляжа золотистого песка,с обрывистыми гранитными скалами чуть зеленоватого от прожилок малахита цвета,гладкое и приветливое,диаметром километров 3-5,неправильной формы – озеро Тургояк!
    Название башкирское,в переводе : "Стоп-нога" – видимо, перекочевывая, племена любили здесь останавливаться.Выше озера лежит еще одно,более малое и,по рассказам,более красивое озеро Инышко.
    Пляж был заполнен почти до отказа (примерно как в Сочах в сезон),никогда и нигде не видел я более красивого загара: он темный,но не шоколадный,как на юге,а золотистый,как песок пляжа,как отблески солнца в водах озера!Невозможно заскучать просто лежа на мелководье и наблюдая,как легкая волна постоянно поднимает со дна песчинки и они ,ничуть не замутив чистейшей воды (можно видеть камни на дне глубиной 20 метров),вспыхивают золотистым фейерверком в лучах солнца.Лишь здесь я увидел подобный эффект,причина коего то-ли в цвете и форме песчинок,то-ли в прозрачности озера?
    Замечу,что отдыхающие были одеты в своем репертуаре: девочки в стринги и мини-бикини,мальчики – в футболки и шорты до колен.
    Попытка устроиться на турбазе окончилась неудачей – за халупу с более,чем спартанскими условиями,с нас запросили сумму,равную предельной,что мы для себя установили (не пишу конкретных цен,т.к. сам уже не помню количества нолей в конце).Окончательно уставшие и проголодавшиеся,мы решили выбираться в Челябинск,поскольку не желали жить в развалюхе или ночевать на берегу.С грустью и некоторым раздражением умудрились словить такси и на вопрос: "Куда?",ответили:"Обедать!"."Значит в столовую." – рассудил таксист,погнав машину меж холмов обратно в Машгородок.
    "Столовая",на которую мы согласились,поскольку не было сил пытаться кому-то что-то доказывать,оказалась вполне приличным рестораном,настроение быстро поднималось!Доброжелательная девушка-официантка толково объяснила,где в Машгородке гостиница и в ней-то мы,наконец,получили то,чего тщетно добивались на турбазах: хороший,недорогой номер на верхнем этаже с видом на горы и кусочек Тургояка меж ними.
    Ранее я упоминал,что почувствовать и понять жизнь города,необходимо провести в нем хотя бы ночь.Со временем стали проявляться некоторые "фишки" Миасса: поразившая нас чистота явилась следствием отнюдь не поразительной культуры горожан,а скорее,делом рук добросовестной работы городской коммунальной службы.Вечерами город утопал в грязи не хуже Старого Арбата,но утром снова блестел!
    Как-то на закате,взглянув с холма на опустевший пляж я был потрясен: такую помойку надо было еще поискать!
    С наступлением сумерек отовсюду вылетали полчища комаров (это вообще характерно для Среднего и Южного Урала,на Северном комарам успешную конкуренцию составляет мошка),так,что отойти от города не представлялось возможным.
    Однако с лихвой компенсировали все чудесные виды гор,реки,озера,прогулки по скалам и пляжный отдых.Какое великолепное зрелище представила разразившаяся над городом гроза,залившая улицы потоками с окрестных гор,так что они превратились в бурные речки!Нам повезло: наблюдение велось из окна номера гостиницы.И заключительный момент феерии: грозовую тучу разорвало ветром над озером,лучи закатного солнца упали на поверхность воды и,отразившись,осветили склоны,словно ярко вспыхнуло само озеро!
    Надо ли говорить, мы покидали Миасс с чувством,что обязательно вернемся сюда…
    Прошло много лет и уже с взрослой дочерью мы снова сошли на вокзале,только путь наш лежал в обратную сторону: через Челябинск в Миасс,а далее в Москву.Также в маршрутке,но уже битком мы ехали в заранее забронированную гостиницу.Странно,но архитектура Машгородка на сей раз не произвела на меня впечатления: то-ли футуристические шедевры облицевали сайдингом,лишив их самобытности,то-ли с тех пор в Москве построили куда более абсурдные образцы?
    По прежнему недорогая (1300руб – 3-х местный номер) гостиница встретила отремонтированными номерами и включенным в стоимость завтраком,довольно приличным.
    Транспорт,перестав заниматься благотворительностью,явно изменился в лучшую сторону и видом и частотой рейсов.
    На следующее утро,выйдя на озеро (теперь-то мы знали прямую тропинку!),я остолбенел: не было пляжа с золотистым песочком,озеро страшно разлилось,разбухло,залив все низины в окрестности,где гнили деревья,отравляя когда-то чистейшую воду.Позднее я узнал,что причиной погубившей Тургояк стали непродуманные решения горе-проектировщиков,решивших еще в 90-е годы вести забор воды для городских нужд из Тургояка и,с целью поднять уровень,перекрывших вытекающий из него ручей.Забор воды остался проектом,а в русле перекрытого ручья местные жители застроились дачками – в результате озеро переполнилось и некуда было сбросить воду!Это давно уже головная боль местной администрации и решения пока нет.
    Нет и у меня иных впечатлений,кроме боли,от этой второй поездки.Через два дня я уехал домой,чтобы больше не возвращаться.Прощай,чудесное озеро,мы оба видели друг дружку в наши лучшие времена,постараемся помнить только их.
    1989 – 2008

    вики-код
    помощь
    Вики-код:

    Дешёвый перелёт по направлению Миасс
    сообщить модератору
      Наверх