Закавказский трип. Часть 12. Мартвили и Нокалакеви Нокалакеви, Грузия

Нокалакеви

• 42.35801N, 42.19698E

4 материалa,  66 фотографий

Были в городе Нокалакеви?

kate341
    С нами с 17 авг 2010

Закавказский трип. Часть 12. Мартвили и Нокалакеви

15 ноября 2012 года|| 14| 80163

Эта заметка является частью дневника «Закавказский трип по следам А.Дюма и Ж.Депардье»

26 сентября. День 22. Дорога в Нокалакеви Сегодня мы решили вставть не рано, аж в 8-30 но уже с утра в доме ходила хорошая новость – корова вернулась. Хозяйка эмоционально рассказывала, что корова ушла ночевать к мужчине, ей тоже хочется. Ах какая гулящая корова, но как хорошо что она вернулась. Никаких мышонков я не слышала, спалось прекрасно. Снова светит солнце, мы покидаем Местию. Что сказать – места здесь просто офигенские. Можно было бы и на больше дней найти занятия. Природа потрясающая. Сам город ни о чем – стройка с неясными пьяными дядьками, тусующимися в центре, среди которых все любят русских, и которые очень рады общаться.

Город сам сплошь пыль, и не зря не понравился мне в первые минуты. Но зато окрестности стоит увидеть. И в такую ясную погоду. Через пару недель будет еще все ярче – добавятся краски осени. Люди есть и хорошие. Наша хозяйка – чудо и дом хороший и кормит вкусно. Лучше чем те, кто смотрит с долларами в глазах на тебя. Конечно это бизнес, понятно, но все равно приятнее когда к тебе хорошо относятся, а не просто, мол, – ну да не ты, так другой. В этом плане наша тетечка супер. Вот контакты.
    Ул. Джгаларидзе17, Мерлани Додо, 599367532

С утра в начале надо попрощаться с хозяйкой, не забыть вещи, позавтракать.
    Дадо рассказывает про семью и снова про то, как трудно без мужа. Бывает все же такое, когда люди верны друг другу. И это счастье такое испытать и счастье встретить людей, которые такое испытали. Значит, не все в жизни меряется блядством.
    Навещаем мегабари. Какой он хороший, радуется и хачапури, и йогурту. Да, оставил Машу без обеда, но ведь он друг. Спросили в информейшн про туалет, в государственный дом отправили. Прикоснемся к прекрасному).

На главной площади есть фонтанчик с минералкой и строящиеся здания с памятником. Сфоткала для истории, за 3 дня столько видом насмотрелись, что фоткать стройку не хотелось.

Автор: kate341

Мы решили ехать в Нокалакеви и Мартвили. На турбине посоветовал товарищ, что, мол, еще не туристическое место, а мы такое и хотели включить в маршрут.Плюс там есть, что посмотреть. Поэтому поедем. Для этого надо попасть в Зугдиди, потом в Сенаки, а потом в Нокалакеви. Солнечный день, ждем набора маршрутки. Осталось всего набрать человек 10.
    Процесс идет не быстро, но идет. Вот еще и те русские, которых мы встретили у ледника с мальчиком с поврежденной ногой. Они едут к морю. Счастливые.

Водитель хороший, ставит грузинские хиты, которые мы уже разучили. А ты сидишь на лавочке в окружении семок и мегабари и наслаждаешься утренним солнцем.
    Наконец все же решили ехать. Час наверное или полтора ждали. Магазины работают катко в полсилы. Тут ваще все достаточно медленное и спокойное. Пока Маша пошла за водой, водила взял и уехал когото подхватывать, мы надеялись что Маша поймет, что не забыли мы ее))). 3 часа по горной солнечной дороге. Как же тут красиво. Снова заложило уши, но теперь то я знаю способ – надо найти водилу с маслянными глазами и сразу раздует.

По дороге часто встречается камнепад, но наш водитель едет очень осторожно и аккуратно. При этом быстро. Я села стратегически, чтобы смотреть реку с поразительной голубой водой. Причем всю ночь рассчитывала где бы лучше сесть, а пришла и забыла. Кто-то спрашивает у меня как пройти к озерам и стоит ли. О да, и не забудьте купальник))))

По дороге подбираем людей, такое чувство что платят только туристы за маршрутку. Потому что за 3 человек по 20 лари с 100 у него не было сдачи, хотя пассажиров было штук 10. Может социальное такси). Коровы тут полноценные участники дорожного движения. То лягут посереди дороги, то встанут, то переходят не вовремя. Как только тронулись, водитель поменял музыку на шансон. Ужас конечно такое слушать. Бывает еще ничего шансон, но это блин про братанов из Тамбова. Кстати у многих тут видела и мужчин и женщин татуировки у большого пальца в виде 4 или 5 точек, ну как на грани кубика. Это что-то значит?
    Я еле дождалась остановки на обед, потому что такие прекрасные виды, красота нереальная, настроение хорошее, традиционный для маршрутки мечтательно-размяшляющий период и тут братаны из Тамбова. Даже моим оглохшим ушам это не нравилось. Но на стоянке я тонко попросила грузинскую. Мол, надо лучше прочувствовать атмосферу. Та то тоже хорошая, но ту и в России послушаем.

В ресторане все та же еда – супчик харчо, в этот раз отчего-то без мяса, правда и дешевле на 1 лари по сравнению с 3 днями назад. Фоткаем озеро в ЛЭПе, заливаемся минералкой и отправляемся в путь.
    Зугдиди мы не узнаем. В день приезда он был адски мокр и в пробках, а сейчас солнечный и приятный. Приезжаем к ЖД вокзалу, откуда сразу пересаживаемся на Кутаиси-маршрутку чтобы доехать до Сенаки. Ехать около часа, 3 лари. Здесь тоже отчего-то заговаривают на английском с нами, отвечаем по русски и старички сердятся, что же вы нас мучаете английским.

Ну так это же вы с нами говорите, а не мы с вами). Мы то и по русски можем.
    Ждать совсем недолго и вот мы едем. Все по графику.
    В маршрутке все как всегда – людей нет, но все занято.
    Ассортимент музыки тут получше. Но по пути набиваются женщины в черном с поминок. У женщины была фотография сына. Я так поняла, что с ним что-то случилось. 3 черные женщины громко на всю маршрутку обсуждали, что случилось со слезами, эмоциями и упоминаниями милиции и Саакашвили. Они так раззадорились в итоге, что я подумала не афишировать, что я русская. Щаз тут митинги везде. Как я поняла самые популярные партии — это 5 и 41.
    А нам в маршрутку дали 10ую. Я отказывалась брать, а мне все – бери, бери, в Россию передашь или прочитаешь. Есть проблема – я пока не свободно читаю по грузински). Но надо брать.

Женщины же в черном оказались весьма дружелюбны. Просто горе сильное.
    По дороге можно посмотреть очередные красивые пейзажи. Тут балкончики такие уютные, обвитые виноградом. Не успели подумать обо всем, как мы на месте. Перейти через дорогу и будет маршрутка на Нокалакеви. Прекрасно.
    А есть ли там где остановиться? Кто-то говорил да, кто то нет. То ли есть гостиница, то ли нет. Мы уж обрадовались, что будет такая как в Губе – наша любимая, но пока данные противоречивы.
    Маршрутки тут с прицепами, в них возят багаж. Необычно. Уже заметно, что мы едем в мало туристическое место. Как и хотели. По плану сегодня поглядеть крепость, а завтра метнуться в Мартвили и плавать по каньону на весельной лодке, а вечером в Кутаиси. Но план как всегда примерный и как говорится, subject to change. Кстати в Кутаиси грузинский испанец сказал, что ремонт закончен, так что мы включаем его в маршрут!
    Маршрутка стоит 1 лари, рюкзаки заботливо закрывают ковриком в прицепе и мы едем. Мужчина сразу предлагает квартиру, но нам надо осмотреться. Может нас наконец-то пригласят в гости).

Ехать минут 20, на горе видна одна крепость, а дальше у моста — наша. Водитель сразу смутил нас вопросом – куда куда вы едете? а вам до моста или после. Хм. Ну там где крепость.
    Хорошо, ее пройдете и будет поселок. Там ищите дома.
    Вот и мостик, и река. Мужчина зачем-то заплатил за нашу маршрутку. Когда хотела отдать сказал –нет, вы же гости. Мне эта страшная фраза напомнила Себухи Маммедова из Кахи. Опасность). Но мы даже решили посмотреть его квартиру, спросили цену, а он как-то замялся. Повел нас показать тоннель, крепость. Но мы наверное лучше потом без рюкзаков. Очень красивый закатный свет, церковь и стены крепости. Но в начале жилье. Мужчина дает нам свой номер и говорит позвонить, если понадобится жилье. Странно, почему не захотел показать, когда мы были готовы смотреть – ну да ладно. Выходим через главный вход, а там охранник. А где гостиница – показывает на соседнее здание. Оно отмечено буквой М на знаке. Либо мотель, либо музей. Музей.

Не то. Зато есть гламурный ресторан. Вообще странный поселок, хорошие авто, хорошие дома, гламурный ресторан. Тут все работают в России или что тут за место такое курортное. Идем по дороге, людей не видно.
    В домах где видим людей уточняем, кто сдает жилье, в ответ тишина и недоумение. Хм, странно. Оставшееся световое время стремительно сокращается. Еще в паре мест после вопросов «откуда вы и что ищете» предложений не поступало. Да, тут явно нетуристическое место. Наконец, когда мы решили положиться на волю аллаха, как часто бывает в этой ситуации и поглядеть еще минут 10, что получится, — нам повезло. Я уже вставила грузинскую симку, готовясь звонить тому мужчине. Но все вышло лучшим образом.

В одном доме мы увидели 2 женщин, а по соседству крутой дом. Я в шутку сказала, что тот крутой мне нравится больше. И вот женщина деловито зовет нас и ведет именно в тот дом. Ставит стулья у входа в дом – садитесь. И снова убегает. Мы сидим, солнце садится быстро, а так хотелось еще в крепость.
    Женщина приходит и снова уходит. Мы интересуемся, а чего мы ждем собственно. Оказалось хозяйки. А когда будет – через час. Вариантов у нас немного. Ждем. Она правда быстро приехала на своей авто.

-Девочки, почему вы думаете, что я могу вам помочь?
    -Ну мы не думаем, мы спросили, нас привели.
    -У меня тока одна комната с кроватью.
    Заходим в дом. Там роскошь. Кровать вместит конечно всех, но неясная цена. 50 долларов обычно она берет с америкосов и норвежцев. Ну мы то из России. Ну тогда как сами думаете. Ну я говорю, что мы всегда платим по 15 лари. Она уточняет что 50 баксов не с человека, а за комнату. Ах, это меняет дело).

Вобщем хозяйка поняла, что мы не клиенты и напугала нас орущими детьми, зато пошла спросить у соседки. И тут нам повезло. По 15 она согласилась. Хороший дом, прекрасные щенки. Бежим в крепость. Она работает в музее, поэтому говорит сошлитесь на меня охраннику, но мы использовали метод заходить уверенно. Свет уже уходит, зато прямо с веток можно нарвать хурмы. Если повезет, то попадется невяжущая.

Автор: kate341

Встертили русских из Краснодара – веселые, на своей лодке и посоветовали, где дешево купить брильянты в Тбилиси. Так вот чего недоставало моему цыганскому прикиду – брюликов. Ведь как известно, они лучшие друзья девушек).
    Быстренько идем в тоннель, он и правда светлый и не страшный. А выходит к реке типичного зеленовато голубого цвета с рыбаками.
    Похоже сегодня мы не раскроем тему крепости. Надо поесть, а крепость тогда посетим с утра.
    Настало время ужина. Идем в гламурный ресторан. Оттуда тоже орет шансон, да что за фак. Но я тактично попросила поставить грузинские песни, потому что рядом лежал еще один напугавший меня диск – Стас Михайлов. Ну уж нет.

Вместо этого нам поставили Сандру и старинный русский поп. Уже лучше. Еда вкусная. Свежайший хачапури, шашлычок, салат и домашнее красное вино. Оно снова лучше того, что мы пили ранше, но с таким вином я скоро перестану видеть смысл в его употреблении. Может это и к лучшему. Покормили новых друзей. Они тут по парам – одинакового цвета. И по домам проводить тихий семейный вечер.
    Хозяйка показала мне свой зоопарк – утки, пасека, собаки и малюсенький щенок. С дерева нам сорвали королек, это был единственный вкусный королек за все время в Грузии. Твердый, но сладкий. С куста нам достались грозди винограда сорта одесса. Очень вкусный. А еще бонусло шел чай и фундук. Фундук мне напомнил о днях в Шеки. Как бы не наелась Маша афродозиака этого перед сном. В нашей супружской двойной кровати это может быть опасным. Хорошо поговорили с хозяйкой, решили остаться на ночь. Завтра много планов. Утром крепость, затем Мартвили и каньоны, затем вернемся и пойдем на горячие источники. Это где то час в одну сторону, а потом поздно. Нафик ехать в Кутаиси на ночь глядя.

Уютная у нас комната, лучше чем хоромы напротив за 50 баксов. Все таки мне очень нравится путешествовать. Правильно говорят, что это наркотик, думаешь одно, получается другое. Посмотрела фотки и вспомнила Местию, все таки пока для меня итог такой. В Азербайджане самое чудное – это люди, а в Грузии – природа.

27 сентября. День 23. Мартвили и знакомство с чачей

С утра мы пытались понять как лучше и органичнее вписать все в план. Хозяйка работает в музее и активно звала нас туда. Надо уважить женщину. Поэтому решили так, с утра встанем – сразу в крепость, потом в мартвильские каньоны на маршрутке в 10 утра, потом в музей и там она обещала дать провожатого на горячие источники на лошади. Но все естественно оказалось не так.
    День вообще начался странно, пришли в крепость, нам как гостям сотрудника музея вход бесплатный и пытались найти проход к верхним башням. Пару раз забредали в заросли ежевики, поцарапались, порезались, и путь не нашли. И наконец от церквушки я увидела тропинку, оо надо сбегать.

Оля, как я поняла, уже пошла наверх. В начале ничего не предвещало беды, идешь вверх и идешь, но вот уже появились первые башни рядом, а дорога маркирована вверх. Надо идти. В юбке и шлепках я пробиралась по лесу, крича «Оля, Оля». Мне казалось, что либо она ответит, и я пойму что финал близок, либо она не ответит, что значит, что финал далеко. Оля молчала. Ну а я шла. Потом дорога усложнилась, надо было прыгать через забор и продолжать путь вверх. Тут я вспомнила про 10 часовую маршрутку, времени оставалось совсем немного. Надо дойти до конца. Пот стекал по очкам, ноги были в крови от колючек, но мой героический забег на гору продолжался. Наконец финал был достигнут. Хм, парочка развалин и никакой Оли. Вид открывается конечно красивый, но в таком спехе особо не насладишься природой.

Автор: kate341

Пора бежать вниз. Вобщем не знаю как, но прибежала я практически ровно к маршрутке. Девочки как ни в чем не бывало сидели и релаксировали, поедая хурму. А мой видок им понравился. Вся мокрая, в репейнике, кровоподтеках и колючках. Прекрасное начало утра).

Маршрутку пришла ровно в 10. Проезд до Мартвили 1 лари. А как попасть к каньонам? Водитель не знал такого слова, но коллективным разумом понял, куда нам надо и отвез. По дороге только спросил, можно заехать в магазин, могу ли я угостить вас пивом. Ну ладно в жару после горы бутылочка холодненького должна неплохо пойти. В этот момент я и спрятала приготовленный за маршрутку лари. Уточнила, нормально ли то, что он тоже пьет пиво за рулем. Да, это абсолютно нормально, успокоил меня он.

Лаша водитель всех высадил и повез нас на каньоны. И ему интересно, он то там не был. Но от прогулки на лодке отказался, боится плавать. Ну а мы уже ничего не боимся после Кахи). К нашему удивлению тут были еще туристы, пара из Швейцарии. Так на пятерых мы и поделили лодку. По 5 лари с носа и приключение начинается. Прекрасная погода, жара, голубая вода, величественные скалы, ну и замечательный гид.

Автор: kate341

Проплывали водопадик и голову динозавра. Вот тут я не справилась как не крути, но не вышло ее увидеть. Дельфина да, а динозавра нет. Очень красивые места и приятные люди, еще не испорченные туристами. Прогулка на лодке минут 20, но там можно погулять у водопада пофоткаться и вобщем порелаксировать.
    Потом гид проводил нас к большому водопаду, где я все таки рискнула окунуться.

Автор: kate341

Непроходящий бронхит надо клином вышибать. Вода не ледяная, но бодрящая. Пора Возвращаться. Так надеялись что наш водитель нас дождется, но у него рейс в 12. Придется делить такси. Швейцарцы тоже знают уже эту местную тему, что вместимость автомобиля не 5 человек, а столько сколько нужно. Так что влезаем все и за 1 лари с носа возвращаемся в Мартвили. На 1-часовую маршрутку не успеваем, зато успеваем на 3 часовую. Надо перекусить, находим шикарное место, где показывают огромные порции и где представлена тема бара.

Ура, еда. День солнечнй, все время ездят машины с мигалками, то за 5 партию, то за 41. Заказали по пивку, и тут бац из кабинета присылают нам еще по одной. Следом появляется чача и бутылка водки. Ну водка это слишком, а вот чачу попробовать надо. А то тема пока не раскрыта. Маша хотела попробовать в ситуации когда угощают и неудобно отказаться, вот она и есть эта ситуация. На удивление чача пошла хорошо и была не такая жуткая, как пахнущая ацетоном в Местии. Стало как-то веселее сразу на душе).

Автор: kate341

Разговорились с новым собеседником. Оказался из мэрии. Видимо трудности перевода, мне понравились фразы про «пойдемте смотреть мою комнату в мэрии» и «я бы взял вас в Салхино». Салхино, конечно, здорово но мы обещали хозяйке посмотреть музей и еще горячие источники впереди. Так что договариваемся как обычно, что позвоним вечером если будет получаться и поедем. Так у нас появился план а.
    Оказалось, что привычный в мире жест – «посчитайте» понимают не везде. В ответ на это, мне принесли ручку).

А дальше пора на маршрутку. Я не ошиблась, у входа на вокзал стояла уже знакомая нам желтая маршрутка, но рядом никого не наблюдалось, мы уселись в ту, которая идет в 3, как вдруг увидели нашего друга Лашу, заглядывающего в окна. Девчонки, я вас искал. И мы вас. Тогда выходите и поехали на моей, я сейчас поеду. Так появился план б.
    Мы быстро выбежали и пересели в знакомую желтую. Он с утра почти ни с кого не брал денег. С полицая говорит опасно брать, с девушек тоже не брал, со старушек не брал и с нас не брал. Социальная прямо маршрутка. На центральной площади неработающая канатка, ведущая к церкви, а у нас то водитель приватный, предлагает завести нас в церковь. Глупо отказываться, сами бы мы не успели туда попасть. Едем. Прекрасные виды и красивая церквушка. Внутри старинные фрески и колоритные священники.

Автор: kate341

Пора ехать дальше. Желтая марщшрутка завозит нас в музей. Хозяйки там нет, нет и света, но мы как гости работника все таки получаем право на бесплатный осмотр и наслаждаемся экспозицией. Археология не моя любимая наука, так что то что в половине музея не было света даже хорошо. А пару зальчиков вполне себе можно осилить, только если у вас нет аллергии на кувшины. Вобщем мы знатно окультурились, а тем временам желтая маршрутка предложила отвезти нас и на горячие источники. Раз хозяйкиного провожатого нет, то поехали. Минут 20 и мы на месте. Окунуться в них оказалось нереально, очень горячая вода, но вот ножки помочить можно.

Автор: kate341

А рядом протекает живописная река, где мы совершили акт омовения во второй раз. Лаше кто-то позвонил и он расстроился после чего погнал вдоль обрыва со страшной скоростью. Еле попросили ехать потише)
    Началась традиционная часть, когда наш друг стал предлагать поехать в Сенаки и хорошо провести время. Но мы девушки приличные далеко от дома не ходим. Хотите приезжайте к нам в Нокалакеви. Нет, это далеко и вообще тут ничего нет. Как нет – вот какая прекрасная площадка для пикника напротив крепости.

Вобщем согласился наш друг, поехал за продуктами, а мы пока в дом отдыхать. Дома хозяйка угостила нас традиционным чхахбили. Тут такой шикарный щенок. Маленький совсем – так его жалко. Забрали у мамы, он еле ходит еще, ему холодно и его загрызают блохи. В рамках программы «помоги братьям нашим меньшим» я попыталась избавить его от блох, но их оказалось столько, что жесть. Несчастный такой. Тяжелая все же у них жизнь, хотя тоже жизнь и им привычная, но нам городским жаль их. Тем более был бы большой а так совсем еще недельный, а большие собаки Кики и Пипи на него не обращают внимания. Вобщем я взяла над ним шефство.

Наконец позвонил наш друг, и мы с Машей отправились на встречу с друзьями. Им наше место у освещенной дороги не понравилось. Давайте на реку или на горячие источники. Ну нет, в темноте ни на какие источники как впрочем на реку ехать не собираемся. Так что или тут или нигде.

Ребята согласились и у нас образовался стол – шашлычок, хачапурчики, фруктики. Из машины вытащили сидения и получился стул. Вобщем настоящий пикник с музыкой. Спасибо, что не шансон. Ребята нормальные, обсудили политические партии, общую ситуацию в стране и вообще про жизнь. Однако когда один из низ стал приглашать нас танцевать, стало понятно, что приходит время плана С. Пора домой. Ребята все-таки зазывали нас в ресторан Сенаки, чтобы показать нам свою душу, но это явно было лишним. На удивление церемония прощания оказалась короткой, и хоть нас пригласили и в Поти, и в Кутаиси поехать завтра вместе, все равно все вышло ненавязчиво.
    Нам рано вставать, пообщались, темы обсудили, все хорошо. Думала и боялась, что ребята поедут за нами, но они оказались молодцами. Правда мы по дороге домой все думали, не поедут ли догонять. А дорога такая, что с нее не скрыться и освещена хорошо.
    Все таки мы спокойно добрались и вот уже снова в своем милом домике. Поболтали с хозяйкой о ее непростой жизни, она угостила нас своим домашним 3 летней давности. Очень вкусное.. и жизнь снова наладилась. Все-таки в поездке встречаешь много разных хороших и непохожих друг на друга людей, только ради этого и можно ездить. Здорово, что удалось попасть и в каньоны, и в церковь. И чачу попробовать.

Все удачно, и люди тут нам нравятся, хорошие. Завтра мы едем в Кутаиси. А пока хозяйка пошла спать, а мы вновь открыли кружок «доктора Айболита». У малыша еще и купирован хвост, и он не активный, кажется иммунитет у него не очень. Решили его искупать. Может блох поменьше станет. Они и правда стали вылезать, а он бедняга замерз, но мы ему обработали хвост перекисью, высушили, согрели и усыпляли. Я бы подарила ему свою фирменную тряпку с Бобом Марли, но у меня не было уверенности, что она будет испольховаться по назначанию.

Автор: kate341

Поэтому мы его накрыли тем, что у нас было и гладили пока он заснет и перестанет дрожать. Заодно устроили кладбще блох, я выкидываю, а Маша тапком ее. Подлые твари, кусают малыша. Он уснул, и мы решили на холод его не выставлять, оставили коробку в комнате. Но ночью Маша проснулась от его походов и плача и решила, что он хочет по своим нуждам на улицу. Я же проснулась в 7 и удивилась не найдя друга. Так хотелось ему местечко теплое соорудить, ну совсем малыш. Зато снова расширение сознания, не все живут так как мой домашний Тарасик и то, что тебе кажется нормальным, для многих – роскошь. Не надо впускать сильно в себя, как бы не хотелось.