Я здесь был
Было: 120
Хочу посетить
2382

176 материалов по 49 объектам,  2 970 фотографий

Вики-код направления: помощь
Топ авторов помощь
grau59 683
Shche 133
Maynur 102
Были в стране Турецкая Республика Северного Кипра?

Поделитесь впечатлениями!

 
a-krotov
помощь
в друзья
в контакты
С нами с 14 июл 2010

Жизнь в суфийской общине Шейха Назыма, деревня Лефке (2008)

 
3 марта 2011 года|| 6| 33592

В декабре 2008 года я заехал на Северный Кипр, чтобы посетить "святую общину" известного шейха Назыма. К слову сказать, его уже до меня посещали Валерий Шанин и другие путешественники.

Я выезжал на попутных машинах из порта Гирне, и постепенно вечером автостоп наладился. Сменил несколько машин, дороги узкие, но асфальтовые. Последний водитель довёз меня до деревни Лефке, указал мне направление и уехал, а я нырнул в тёмный проулок. Пройдя 50 метров, увидел здание, освещение, ограду, ворота, вошёл -- флаги зеленые и людей в остроконечных шапках и с бородами. Они сразу приветствовали меня:

-- Саляму алейкум! хангри? (голоден)? -- и тотчас проводили меня в столовую, где я стал осматриваться. Вызванный скоро паломник из Башкирии -- умнейший дядька по имени Мурат ввел меня в курс дела.

В самой общине (она называется «дерга») тусуется около пятидесяти человек, может быть больше. Не все они живут сразу в дерге, человек тридцать ночует здесь, остальные в городе, кто снимает жильё, кто дом, кто номер в гостинице. А из тех, кто живет, есть люди всех стран. Есть даже какой-то ковбой из Англии. Другие из Испании, Аргентины, Ямайки, Сомали, Камеруна, Португалии, Франции, Бельгии, Сирии, Гаити, Пакистана, Ирана, и других стран, из каждой страны по паре или тройке человек, а еще из Турции до половины народу. Одни приезжают и уезжают, на несколько дней или неделю, другие живут здесь месяцами, годами, кто-то и семь лет или больше. Все они приезжают сюда услышать поучения старца, шейха Назыма, которому в 2008 году было уже 85 лет. Но самого старца сразу я не увидел. И вот почему. Он не очень здоров и сильно подзадолбался от того, что к нему стекаются все люди вот уже полвека, и вот старец ушел в затвор и показывается только по пятницам. Вот и ждал я пятницы, соответственно.

Пока же шейх не виден, а раньше он появлялся каждый день (его дом прямо пристроен к дерге, или дерга к его дому), жизнь происходит так. В пять утра побудка, и мы, спящие на втором этаже мечети, вылезаем из спальников и идем на молитву. Она продолжается час. Потом мы поднимаемся опять наверх и замечаем, что половина жильцов так и не вылезала из спальников и спит. За это не гоняют. Но к 8 утра уже нужно окончательно встать. Комендант всего колхоза, Таксин Баба, достает пылесос и пытается разбудить всех, кто дрыхнет и в нижнем этаже и в верхнем, старается их приучить к труду, чтобы хотя бы спальники убирали и пылесосили.

Мы совсем проснулись и идем в кухню, где более активный кто-то уже приготовил огромную бадью еды. Становится теплей.

-- Кто пойдет собирать оливы? Кто на оливы? -- призывает “прораб” по имени Хусейн, заведующий оливами.

Все ускользают, из 40 человек едва найти 5-7 человек. Взявши ведра и лестницу, идем. Шейху принадлежит много садов и огородов, в радиусе двух километров от общины. Не знаю как они ему достались, может завещают ему огороды, а может дарят. Есть мандарины, апельсины, финики, оливки и другое.

Идём, трясём дерево, хлопаем по нему палку, оливы сыпятся на землю на подостланный полиэтилен -- собираем их в ящики. Можно перекусить мандарином или апельсином, они растут тоже рядом, но сезон их сбора пока не пришёл. Огороды в 1 км от дерги, некоторые ближе. Работать никто не хочет. В основном мы с Муратом самые стахановцы. Целыми вёдрами и ящиками собираем эти оливы, общаемся с другими людьми. Мурату 50 лет, он знает все восточные языки -- туркский, арабский, фарси, курдский, татарский, немецкий, английский и т.д., изучает ислам и священные книги, очень умный и широкого взгляда человек, работает переводчиком в Уфе, на нефтяной фирме, но переводить надо изредка, вот он и укатился. С другими общаемся иностранцами на всех языках. Днем на молитву в мечеть, какая поближе к огороду.

После 15 часов в общину, там разговоры, молитвы по часу, обед и ужин, всемирный интернационал, очень интересно. Только шейха нету, и это всех смущает. Народ под домом шейха у ворот стоит, ждет может появится. По идее, он всегда каждый день появлялся. Но никто не может к нему входить без его разрешения (может только особые родственники или ближайшие последователи). Пока можно ознакомляться с его учением из книг.

Шейх -- большой либерал, и в его общине можно почти всё, на что бы косо посмотрели в других святых местах. Можно проспать молитвы, и даже во время молитвы храпеть в мечети громко, можно уклоняться от работы (что и делает большинство), можно ходить и всё фотографировать, снимать на видео, чем многие и занимаются. Ничего не возбраняется. Недостаток подобной вольности в том, что КПД работ очень небольшой. То есть все тусуются, едят, пьют чай, разговаривают, молятся и иногда ходят на сельхозработы.
Во время сбора некоторые религиозные активисты поют зикры (славословия Господу, поминание имён Аллаха). Некоторые эпизоды «святого сбора олив» я запечатлел на видео.

Учение святого шейха Назыма также имеет много общего с учением моего друга, зелёного калужского Михи. А именно: скоро придёт конец технической цивилизации, учит Назым (в книге), электричество испортится, переезжайте в деревню, выкопайте себе колодец, выкопайте колодец себе обязательно. Возвращайтесь к природе, чтобы природа не противостояла вам, валите прочь из городов, не живите в многоэтажных зданиях, заведите животных (у шейха куча кошек в общине, штук 10 -- не знаю, на чёрный день что ли чтобы слопать? а вот собак нет), живите бережно, не надо каждую неделю новую одежду себе покупать, готовьте себе простые дома, но не сидите в них сиднем, а ведите активный образ жизни, отвыкайте от телевизора, на три месяца запасите себе еды, придет скоро конец всего зла!

Ещё в 1940 году Назыму его учитель -- прежний шейх -- предсказал, что скоро будет конец, вот уже время настаёт, когда всё накроется, лопнет, выживут только примерно каждый седьмой. Тут скоро прийдет Иисус Христос и имам Махди в одно время, и сделают в мире такое процветание, что только самые избранные достигнут этого и обрадуются вместе с нашим другом Михой в деревне. Но и Миха не спасётся, так как он не принял истинную веру, ведь всякие есть веры, но истинная вера тоже имеется – вот, собственно, и она.

Культ личности Назыма несколько заменяет недостаток самого шейха. Много его фотографий, изображений при входе, хорошо что не в самой мечети. Есть даже картина размером почти метр, его кто-то изобразил. Можно приобрести в лавке фото Учителя и литературу его и о нём. О потретрах Назыма сказали мне так: “Да, это запрещено шариатом, и конечно мы его в мечети не вешаем, но есть высшая цель -- когда шайтан видит на входе эти портреты, он пугается и убегает, не может вынести взгляда св.шейха!”

Шейху приписаны особые свойства (некоторые думают, что он в мире самый главный из ныне присутствующих людей). В этом некоторая странность. Вообще, когда ему 85 лет, а от него вечно чего-то ждут, может быть тяжело. Как от Саи Бабы или от римского папы (минувшего). Вроде уже и о душе надо подумать, о своей, жизнь уже завершается, а тут все лезут, со своими нуждами (“помолитесь о мне, чтобы я разбогател, выздоровел, поумнел, чтобы я стал вашим учеником...”) вроде бы и профессия святого человека пожизненная, отказать неудобно. Всех святых людей нужно отправлять на пенсию в 80 лет. Ну ладно, что это я развёл критику старца? Извиняюсь.

Тут надвигались мусульманские праздники -- Курбан-Байрам. Через несколько дней, до этих праздников, нужно выскочить с Кипра – ведь возможен перерыв в пароходах на «материк»! А на самом Кипре, как и предсказывал шейх, близок конец цивилизации, полгода не было дождя, в водопроводе почти ни капли нет, водохранилища опустели. С водой плохо, с интернетом тоже – на днях какой-то трактор порвал кабель, и во всем селе не было инернета. Но потом всё же починили. Ещё тут все дорого, ну точно -- надо рыть колодец, заводить сад и жить, как святые шейхи, или как наш друг Миха.

Некоторые странные жители европейских городов, Бельгии, Голландии, покатавшись по миру в духовных поисках, осели в Лефке, снимая здесь жилища. Один европеец, по имени Иса, снял тут, рядом с дергой, целый особняк. Всего за 300 евро в месяц, то есть 3600 в год, но сразу за год – заплатил сразу. Там два-три этажа, много спален, веранды, кухни, балконы, ну настоящий восточный дворец, в нём может жить хоть сто человек, если их трамбовать. Только прохладно в нём – прстранства огромные. Это летом, наверное, свежо и приятно. А в ноябре-декабре холодно. Сам европеец – бородач в тюбетейке лет сорока, тоже мусульманин -- снял его с корыстной целью. Он сдаёт все комнаты и койко-места в особняке, по 10 евро с человека за ночь, плюс продаёт (угощает) платно всех бутербродами (по 5 евро) и другими продуктами. Цены высокие, но еда и жильё в деревне ещё дороже, поэтому многие идут к нему. И всё его роскошное жильё окупается всего с одного человека, а люди живут у него месяцами. Хотя можно жить и в мечети, но в особняке просторней, и проще увиливать от работ. Вот Иса позвал и нас с Муратом – конечно, бесплатно, как мудрецов, и угощал нас, говорили обо всём. Приглашал ещё раз. В том же особняке уже давно живут два сомалийца, которые одолжили у Мурата 300 долларов на прожитьё, и, разумеется, не отдали. Тут может быть и отдавать не придётся – конец мирового зла и крах мировой финансовой системы, считается, близок! Взял 300 долларов, отдал потом три зелёные бумажки, никому не нужные – доллар же рухнет (по мнению многих).

В общине очень сильные ожидания конца существующей системы вещей и прихода имама Махди да Иисуса, которые вот-вот, иншалла, якобы, появятся. Сам шейх является, судя по его книгам, ровно сороковым по порядку от Пророка Мухаммада, и именно при его жизни должен прийти Имам Махди – последний, самый важный имам.

Этот Махди, по книге шейха, уже родился в 1930-40 годах и ждёт, когда явиться людям. Вернуть на землю султанат (халифат) – ведь демократия не имеет будущего. Электричество, мобильники, бетон и другие технические вещи все погибнут, останется примерно 1/7 людей на земле, и будут жить как в «колхозе», но без трактора. Бедный шейх Назым! уж заждался, наверное. В его книгах много таких ожиданий конца. Обещали ему, что при его жизни всё произойдёт, а никак не происходит. (Шейх 21.04.1922 г.рождения).

Почему-то многие святые и не святые гуру рекламируют скорый конец света. И Виссарион, и саи Баба, и А.И.Печенкин, и «Мария дэви христос», и Свидетели Иеговы, и вот сюда же шейх Назым, все в одну дудку, мол скоро всё закончится, изменится, и останутся лишь свои, хорошие. Да и первые христиане все жили ожиданием скорого конца, как и было предсказано в Евангелиях -- вот-вот, еще на нашей жизни, наступит царство Божие. Или у всех гуру такая психологическая методика привлечения последователей? И имамов Махди уже было несколько, в Судане в XIX веке, и в Алжире... А лжехристов сколько было, а ведь и евреи тоже ждут своего Мессию, три тысячи лет ждали, вот и дождались Саббатая Цви (Цеви) и ещё многих. Что же всех «гуру» так привлекает конец современной системы вещей? И тут тоже, ждут все.

Поэтому и на поле механизацию не применяют. Я говорю: нужен какой-то пылесос, чтобы всасывать эти оливки, -- а они всё вручную, без пылесоса.

Кто будет проезжать мимо Кипра, заедьте в дергу (общину) шейха. Это интересно. Народ в общине очень приятный. Похоже на такую “Радугу”, только не курят. Со всякой страны под небесами, всякие европейские богоискатели, и просто может чуточку странные люди, кто у себя там счастья не обрёл в своём Роттердаме или подзадолбался, вот переехал сюда, или в другую дергу (общину) этого же учения, чтобы жить в глиняном доме, собирать апельсины, варить еду на огне, и ждать, ждать, ждать, когда окружающий вредоносный мир с грохотом покатится в тартарары.

В четверг вечером был объявлен, еженедельно проходящий в общине, зикр (восхваление Господа). В мечети собралось человек шестьдесят. Вечером, выключив свет, стали все в круг, взялись за руки, и стали испускать всякие странные звуки. Например, все вместе кричали: ху! ху! ху! и другие слова, в коих можно было распознать имена Бога. Также прыгали, танцевали все кругом, я снимал на видео, получилось плохо, так как было темно. Большой зикр длился часа полтора. В нём участвовали и старики, и молодёжь, народы всевозможных стран.

Так постепенно приближалась пятница, день, когда святой шейх Назым должен был, наконец-то, выйти к ожидавшим его паломникам.

вики-код
помощь
Вики-код:

Дешёвый ✈️ по направлению Турецкая Республика Северного Кипра
сообщить модератору
    Наверх