Псковская область

Были в Псковской области?

LifelongTravel
С нами с 5 авг 2013

Псковская область – дары озёрного края.

21 августа 2013 года|| 11| 82022

Эта заметка является частью дневника «Дневники России»

Десятидневная поездка в Псковскую область выпала на август 2011 года. Не изменяя своим традициям, выехали мы на машине в ночь и уже к утру прибыли на место назначения. В отличие от Костромы и Суздаля, где преимущество мы отдавали проживанию в квартире, на этот раз мы решили провести время в санатории «Голубые озёра», который находится в посёлке со славным названием Опухлики Невельского района на берегу прекраснейшего озера Малый Иван, плавно переходящего в озеро Большой Иван (а это уже просто местное море). Путёвку в это славное место мы приобрели через турагентство, как выяснилось в дальнейшем с приличной наценкой, но что сделано – то сделано.

Автор: LifelongTravel

Приехали мы на час раньше положенного времени, все двери закрыты, ни души, во дворе разрушенные постройки и….всё. После достаточно долгой дороги, всё-таки 600 км и около 7-8 часов в пути, хотелось бы порадовать глаз чем-то приятным и красивым.
Прогулявшись часок по территории, оценив всю красоту озера, о котором будет рассказано позже, двери санатория открылись, но регистрировать нас никто не спешил. А мы спешили, мы же хотели успеть на завтрак (кстати, в нашу путёвку было включено трёхразовое здоровое питание). В итоге всё уладилось, нас зарегистрировали, накормили овсяной кашей (никогда её не любила, хотя она крайне полезна) и отправили в наш номер. Первым делом с дороги появилось желание принять душ. И вот настал момент истины: когда я включила воду, резкий ужасный запах сероводорода ударил мне в нос. Первое – это шок и недоумение. Как оказалось, на всей территории находятся сероводородные источники, и соответственно, из всего, чего только можно, течёт лечебная сероводородная вода с характерным запахом. Готовят пищу, кстати, тоже только на этой воде. Скажем честно, привыкнуть к такому запаху очень тяжело, но ничего, со временем ко всему привыкаешь. Через несколько дней об этом запахе мы даже и не вспоминали.
Немного о территории санатория: территория санатория большая, огороженная местами, охраны как таковой не имеется (наверно, ни к чему это всё), есть два корпуса для проживания (летом сюда приезжает огромное количество детей, как в лагерь), есть свой пляжик с шезлонгами, песочек, ужи плавают и купаются вместе с тобой, много лавочек вдоль берега озера, предусмотрена рыбалка, озеро просто нереальной красоты. Конечно, приехав сюда без собственного средства передвижения, делать было бы абсолютно нечего (экскурсии организуются раз в неделю и то, если наберётся группа).
Мы же, ещё будучи дома, наметили места, куда можно было бы съездить, что посмотреть, а также на месте расспрашивали о местонахождении дивной красоты озёр.

Автор: LifelongTravel

Итак, первым стало путешествие в Пушкинские горы, где находится известный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское». Доехали по карте и указателям туда без проблем.

На территории музея-заповедника общей площадью 9800 га (внушительные размеры) находятся усадьбы «Михайловское», «Тригорское» и «Петровское». Мы же решили не бегать галопом по всем усадьбам, а не спеша прогуляться по родовому имению матери А.С. Пушкина, его поэтической родине и месту духовного становления усадьбе «Михайловское».

Автор: LifelongTravel

На автомобиле туда въезд запрещён, что и правильно, так что дорога в горочку предстояла длинная. Природа в усадьбе просто потрясающая, там тебе и еловая аллея, и липовая, сады, пруд, речка, а грибов-то сколько – глаза разбегаются. А мы шли по дорожке наверх и никак сначала не понимали, что люди, идущие нам навстречу, в пакетиках несли. Зайдя немного поглубже, поняли, сюда можно просто с ведром приходить и грибы на любой вкус собирать. Место очень красивое, воздух чистый, свежий, в тени аллей прохладно, виды просто чудесные открываются. И что самое интересное, все достопримечательности настолько удачно расположены и органично вписаны в лесопарковую зону, что порой и не замечаешь, что это объекты архитектурного наследия, они представляются как часть природы. Одним словом, для приятной прогулки и ненавязчивому прикосновению к истории это место просто идеально подходит.

Автор: LifelongTravel

К сожалению, в этот день почти все музеи были закрыты для посещения, тем не менее сама территория и природа усадьбы произвели неизгладимое впечатление. Это место в любом случае стоит того, чтобы сюда приехать, а также прогуляться и по другим усадьбам этого заповедника. Но, впрочем, как и всегда, в любом путешествии остаются те места, которые не успел посмотреть и ради которых всегда хочется когда-нибудь вернуться.
Во время нашего отдыха большое внимание мы уделили и озеру Малый Иван, на берегу которого находится санаторий. Хотелось бы рассказать поподробней об этой местной природной достопримечательности. Восточное Озеро Малый Иван площадью 8,2 км² с островами является частью одноимённого озера Иван и соединяется протокой с западным озером Большой Иван.

Автор: LifelongTravel

Песчаные берега озера почти сплошь покрыты прекрасными сосновыми лесами. Как же прекрасно посидеть на берегу озера в сосновом бору и насладиться всей красотой заката и живописнейшими видами. Незабываемое зрелище.

Автор: LifelongTravel

Озеро богато самой разнообразной рыбой: щука, окунь, плотва, лещ, красноперка, судак, кое-где язь, пескарь, уклея, голец, сом, угорь, налим, вьюн, карась, карп. Этот факт мы не смогли пропустить и быстренько съездили в близлежащий городок Великие Луки за удочками и всеми остальными принадлежностями. Оценить всё разнообразие, представленное в озере, нам, конечно, не удалось. Всё-таки рыбачили мы с берега, но что-то поймать всё-таки получилось. Мы же знатные рыбаки!)))

Кстати, удочки достойно служили нам во время всего нашего отдыха, так посетили мы много лесных озёр, так ещё и приехали домой вместе с нами в целости и сохранности, несмотря на их низкую стоимость.

Автор: LifelongTravel

На территории санатория также действует лодочная станция, но поскольку было довольно-таки прохладно, мы решили не пользоваться их услугами, да и работали они не по расписанию. За всё время нам удалось застать хозяина станции один раз, да и то он уже закрывался. Но зато он успел нам рассказать, в качестве справки, что островок, который виден с нашего берега и до которого можно доплыть на лодке, являет собой остров змей, поэтому, высаживаясь на него, стоит быть крайне осторожным, а лучше и вообще вокруг него просто на лодочке поплавать. Но по нашим наблюдениям, кроме небольших ужей, в воде да и на суше никого не было.

Автор: LifelongTravel

Следующим нашим пунктом стал город Изборск (Музей-заповедник Изборск), находящийся в 250 км от городка Невель, неподалёку с которым мы проживали. На дорогу ушло около 3 часов времени, по пути мы проехали через Псков и успели-таки одним глазком посмотреть центр города. Опять же хочется отметить, что с удовольствием погуляла бы в Пскове денёк-два, так как даже за столь короткий срок мы сумели оценить красоту и богатство города.
На время нашего посещения музея-заповедника Изборск там проходила реконструкция, но менее красивым от этого он не стал. Территория просто огромная, очень много посетителей и экскурсионных групп, но мы, как и всегда, старались находить моменты и не попадать в толпу.
Изборск является северо-западными воротами в Россию. Архитектурный музей включает в себя древнее Труворово городище и каменную крепость, поставленную в XIV столетии на Жеравьей горе. Каменная крепость «вырастает» из холма, на котором стоит. Крепость на Жеравьей горе имеет форму неправильного треугольника со скругленными углами. С двух сторон она почти неприступна из-за крутых склонов.

Автор: LifelongTravel

Город — крепость включает в себя прясла стен, семь башен и два захаба. Как правило, захаб представлял собой длинный узкий коридор, соединяющий внешние крепостные ворота с внутренними воротами, ведущими внутрь крепости.

Автор: LifelongTravel

На территории самой крепости расположены церкви, а прогулявшись вокруг крепости, можно увидеть каменный крест в честь погибших воинов, а также прекрасные панорамы на долину и Труворово городище.

Автор: LifelongTravel

Обойдя крепость и спустившись по лесенке к реке, мы пришли к основной цели нашей поездки в Изборск – это Словенские ключи. Словенские ключи представляют собой феномен северо-западной России. Конечно, это потрясающее зрелище, прямо из камней бьют 12 струй святой лечебной воды (ведь Словенские ключи являются не только туристическим местом, но и православной святыней). Сюда ежегодно приезжают толпы туристов, чтобы увидеть это чудо природы своими глазами, насладиться прохладой воды и увезти с собой 5-, а то 10-литровые баклажки с водой. Мы же ограничились просто умыванием и потреблением воды на месте. Как нам сказали, для пользы дела нужно умыться и попить воды из каждого бьющего ключа по очереди. Собственно, так мы и сделали. Как интересно было наблюдать за теми товарищами, которые проходили по всему каскаду со своей тарой и из каждой струйки набирали воду. Начиналось-то всё легко, а вот к последнему ключу они уже просто волочили себя и свою тару, практически наполненную водой. Но, как говорится, правило – есть правило. Надо из всех 12 сразу – значит надо.
По своей красоте Словенские ключи ничуть не уступают водопадам где-нибудь в Азиатских странах, к примеру. Да, они такие мощные и не обрушиваются с грохотом на землю, но как они искрятся на солнышке и не спеша каскадом и небольшими ручейками стекают в реку.
В общем, мы остались под очень приятным впечатлением, место достойно посещения.

Автор: LifelongTravel

Третьей нашей поездкой стало однодневное посещение Белоруссии, прекрасного города Витебска, но об этом я расскажу отдельно.
Большее время нашего отдыха в Псковской области мы проводили на озёрах. Я, когда только планировала эту поездку, даже и не догадывалась, насколько Псковская земля богата водными ресурсами. А уж когда мы сюда приехали, моему удивлению не было предела. Псковщина – озёрный край. Причём огромное количество озёр находится в лесах. Итак, как же мы находили дорогу к этим озёрам: сначала нам подсказали постояльцы санатория, что в лесу недалеко от железной дороги находится наиживописнейшее Лесное озеро. Найти его труда не составило, к нему вела вполне себе накатанная лесная дорога. Итак, снарядившись всем необходимым, а именно имеющимися уже у нас удочками и червями, которых мы накопали на заброшенной ферме (и которые за ночь расползлись у нас по всему балкону, хотя мы были уверены, что баночка закрыта плотно и никуда им теперь не деться), поехали мы на озеро ловить рыбу и созерцать всю красоту, данную нам великой русской природой. По дороге к озеру мы увидели очень красивую церковь, как выяснилось позже, это церковь святого князя Владимира.

Автор: LifelongTravel

Приехали мы на Лесное озеро, расположились, закинули удочки и….поклёвка не заставила себя долго ждать. Вот он – первый улов. Конечно, всю пойманную рыбу мы отпускали, так удочки забрасывали ради удовольствия.

Автор: LifelongTravel

Мало того, что рыбы наловили, так ещё какая красота перед нами открывалась: озеро просто потрясающее.

Автор: LifelongTravel

Отмечу сразу, что приезжали мы на него не один раз, уж очень место понравилось.

А сколько грибов в Псковских лесах – тьма. Если учесть то, что в Московской области на тот момент их не было, а у нас не было возможно хранить где-либо собранный урожай, решила я хотя бы фотоохотой, но удовлетворить свои потребности. Зато зимой пересматриваешь фотографии, прям тепло на душе становится.

Автор: LifelongTravel

Следующим озером, которое мы посетили, стало озеро со звучным названием Жеребец, о котором мы узнали у местных жителей, а именно у грибников, встретившихся нам на пути. Первое и самое главное, что нас поразило, это идеально прямоугольная форма этого озера. А вот что нас разочаровало, так это абсолютное отсутствие поклёвки. Но грибов, как и везде, море.

Автор: LifelongTravel

По пути нам встретилось ещё одно озеро, очень красиво искрящееся в лучах солнца, но подхода к нему просто не было.

Автор: LifelongTravel

Следующим нашим пунктом стало Глицериновое озеро, озеро в тумане. Нам показалось довольно-таки мистическим местом. Тишина стояла звенящая.

Автор: LifelongTravel

Под конец наших ежедневных исследований занесла нас нелёгкая на Карасятники. Как сказал местный рыбак, карасей там хоть завались, все там ловят. Но то ли он нас специально сбил с пути верного, то ли нам просто не повезло, то ли наживка у нас была невкусная, но никаких карасей мы там не увидели. Зато глаз порадовали.

Автор: LifelongTravel

Ну и грибами, конечно же, насладились.

По дороге в санаторий, в Опухликах мы приметили одно местечко с мостиком на ставшем нам родным озере Малый Иван, откуда озеро выглядело очень живописно. Под вечер решили там попытать удачу.

Автор: LifelongTravel

Удачу пытать нам удалось немного немало минут 20, то есть мы успели только разместиться на узеньком мосточке, разобраться с червяками, забросить удочки и тут…..откуда ни возьмись, как в сказке, налетела такая туча (а впоследствии разразилась такая буря, но мы к тому моменту успели смотаться). Что самое удивительное, не было ни малейшего дуновения ветерка. Не зря говорят, затишье перед бурей. Небо поделило просто пополам, если честно, сколько гроз и бурь пережили, но такое я лично видела впервые.
Ниже фотография через 3 минуты после верхнего кадра.

Автор: LifelongTravel

Завершая свой отчёт о Псковской земле, хочется выдать небольшое резюме относительно санатория «Голубые озёра». То, что поражает при первом взгляде, становится совершенно привычным делом в очень короткий срок. Уж запаха воды пугаться точно не стоит, всё-таки это очень полезно. Кормили нас 3 раза в день, здоровая еда, всё очень вкусно, но разнообразия, конечно, не было. Еда самая простая, домашняя, чаи и компоты, как в детском саду, подавали регулярно. Каждое утро перед едой (а может, и перед обедом тоже, не знаю) можно было ходить в специальный домик и пить натощак сероводородную воду: вреда никакого, только польза. Мы этого не делали. В номерах уютно, чисто, хорошо. Территория санатория располагает к расслабленному отдыху: озеро, лес, скамеечки, беседки, дорожки, пляж – всё, как надо. Ах да, забыла сказать, также на территории проживает целое семейство котов, их очень много, но их абсолютно все кормят, и мы не были исключением. Ну и пару собачек тоже имеется.

Автор: LifelongTravel

В целом, время было проведено не зря, каждый день – новые места, новые занятия. Единственное, не имея своего транспорта там, не знаю, чем можно было бы себя развлечь: купаться и собирать грибы, и один раз съездить на экскурсию – кому что. От природы здешней я просто в восторге, озёра нереальной красоты, на них можно просто сидеть и смотреть хоть целый день, очень тихо и спокойно. А совмещая культурно-архитектурные памятники и природные объекты, как это делали мы, отдых можно провести просто незабываемо. В любом деле главное – разнообразие, и будет вам счастье. В общем, отдохнули мы и душой, и телом.