Ярославль

Ярославль

LAT
  • 57.63010N, 39.86563E
  • Я здесь был
    Было: 546
    Хочу посетить
    3506

    406 материалов по 137 объектам,  7 246 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    Ena 309
    Rus 284
     
    Annataliya
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 14 мая 2009

    Музыкально-временной континуум

     
    6 июля 2010 года|| 7| 2027

    Кроме экспозиций в Спасо-Преображенском монастыре, в Ярославле мы посетили еще два музея. Первый из них - это "Музыка и время". Музей частный, а потому он очень удобно работает: без выходных, с 10 до 17, и мы не заморачивались, боясь не попасть туда. Входные билеты стоят 150 рублей, включая экскурсию, которые тут проводят, даже если вы одни и других посетителей нет, фотосъемка бесплатна.

    Создал музей известный фокусник-иллюзионист по имени Джон Мостославский. Такое чудное имя ему дали родители-артисты, решив, что сын тоже станет артистом. Он и стал, а еще стал великим коллекционером. Все началось с детства, когда Джон начал собирать красивые ракушки. Постепенно это его увлечение перекинулось на предметы старины, и собрав нехилую коллекцию, Мостославский открыл в Ярославле сначала один музей, а потом, поняв, что все экспонаты его коллекций в одно здание не поместятся, еще два.
    Наверное, вы уже поняли, почему музей называется "Музыка и время"? Две самые главные коллекции Джона Мостославского здесь - это часы и музыкальные инструменты.

    Часами полностью увешена стена одного из музейных залов и полностью заставлены все полки. Сколько их? Сказать сложно. Точно более ста. Все старинные, многие деревянные, с маятниками, с гирями, с боем. Есть скелетоны - часы в прозрачном корпусе, в которых полностью виден механизм (отсюда и их название: скелетон - от слова "скелет"). Но среди всех выделяются двое. Одни - деревянные, резные, говорят, они принадлежали брату Чехова, и Антон Павлович, будучи у него в гостях, пару раз собственноручно их заводил.

    Вторые - огромные напольные часы, которые, во-первых, считались самыми дорогими, а, во-вторых, не просто бьют, а играют музыку.

    Вообще, что потрясающе в этом музее, это то, что все часы, все музыкальные инструменты, грампластинки и прочие экспонаты находятся в рабочем состоянии, и посетителям всегда показывают, как что работает. Короче говоря, экскурсовод открыла в напольных часах дверку, и нашему взору предстал крутящийся диск с дырочками. За счет расположения этих дырочек действовал механизм, появлялись звуки, которые вместе складывались в мелодию.

    По точно такому же принципу раньше (а я думаю, что некоторые и сейчас) работали и музыкальные шкатулки. Их заводили, крутился диск, играла мелодия. Кстати, старинных шкатулок в музее три. Маленькую использовали для усыпления детей. Завода хватало буквально на пять минут, но этого было достаточно, чтобы ребенок засыпал (нашего бы Даньку в месячном возрасте туда, он бы им показал пять минут!). Средней пользовались барышни, которые собирались вместе, чтобы пошить, повязать, обсудить знакомых. В качестве фона они могли поставить шкатулку с музыкой. Ее хватало на 10-15 минут. Большая же служила для развлечения целых компаний заядлых меломанов. Музыка в ней могла звучать до 40-45 минут, а мелодии менялись.

    Из интересных музыкальных инструментов в музее мы осмотрели фисгармонию и шарманку. Фисгармония внешне очень похожа на пианино. Только для того, чтобы играть на ней, одних клавиш недостаточно. Музыкант должен был давить на педали, в результате внутрь инструмента поступал воздух, и он начинал звучать. Играть на таком было не просто, требовались физическая сила, чтобы нажимать на педали (они тугие), и синхронность в игре.

    Фисгармонии делали двух видов: женские - с одним рядом клавиш, и мужские - с двумя.

    Шарманка же (собой она представляет этакий ящик с ручкой) нас вообще удивила. Как оказалось, этот музыкальный инструмент раньше очень многим не нравился, так как звучал он громко и резко. И часто, завидев шарманщика, люди давали ему денег, лишь бы тот поскорее убрался куда-нибудь на другую улицу. Так как шарманка в музее тоже оказалась рабочей, мы убедились в этом сами. На нее была записана мелодия "Сулико". Мы, конечно, не обладаем уникальным музыкальным слухом, но, честно говоря, впечатлились. На "Сулико" музыка мало походила, больше же напоминала звуки, издаваемые ослом, которого тянут за хвост.

    Колокольчики. Их, пожалуй, тоже можно отнести к музыкальным инструментам. Тем более, что в музее их так здорово подобрали по звучанию, что ударяя в них палочкой в определенной последовательности, можно сыграть любую мелодию.

    Экскурсовод нам сыграла "Подмосковные вечера" и сказала, что на заказ еще может вальс Мендельсона и "Мурку". В общем, колокольчиков здесь немеренно.

    Есть церковные, есть, как я уже говорила, музыкальные (к ним, например, относятся валдайские), есть корабельные, есть дверные (их вешали в конторах перед входом, чтобы было слышно, что пришел посетитель).

    Есть специальные для блудных коз или коров - типа ботала на шею, есть лошадиные, которые подвешивали им на шею, голову и даже брюхо и использовали, как дорожный сигнал. Бежит лошадь, звон вокруг стоит такой, что слышно за километр. Конечно, надо уступить ей дорогу и отойти, чтобы не зашибла. В общем, благодаря колокольчикам ДТП на Руси раньше не было. Правда, от мощного звона глохли не только лошади, но и люди, которые на них ездили. Но это никого не волновало. Кстати, в музее нам рассказали еще об одном обычае, связанном с лошадиными колокольчиками. Не знаю уж, насколько это правда. Штукенция, к которой крепились колокольчики и которую затем надевали лошади на шею, называлась хомут. Поговорок с ним связано не мало и это, как выяснилось, неспроста. В деревнях девушки развлекались так: зазывали парней на сеновал или на конюшню, а там, если парень вдруг зазевался, быстренько накидывали ему на шею хомут. Захомутала - а это значило, что парень теперь был ее по гроб жизни! При этом сама девушка вовсе не была связана какими-то обязательствами перед ним и могла захомутать еще кого-нибудь. Правда, говорят, такие семьи, если уж они создавались, были самыми крепкими, жены от собственноручно захомутанных мужей уходили редко.

    Безумно мне понравилась в музее коллекция старинных музыкальных пластинок, патефонов и граммофонов.

    Пластинок здесь около десяти тысяч, хотя выставлены, конечно, далеко не все.

    Но на самые интересные можно не просто поглядеть, а даже и послушать. Например, голос Шаляпина, Утесова, или выступления Ленина, Сталина, Молотова.

    Мы послушали известную на весь мир песню "Бессо ме мучо", записанную в 1950-х годах. Скажу я, что это совсем другая мелодия, нежели та, к которой мы привыкли сегодня.
    Ну, а кроме часов и музыкальных инструментов, есть в музее и другие коллекции. Например, коллекция икон, самоваров (мы до этого были в Тульском музее самоваров, и скажу я, что коллекция Мостославского разве что немного уступает тамошней), утюгов - от самых маленьких, коими раньше разглаживали рюшечки и бантики, до больших, в которые засыпался уголь, спиртовых, куда заливался спирт, со съемной ручкой и съемными панелями и, вообще, до самых древних деревянных рубелей.

    Антон проникся коллекцией каслинского чугунного литья. Этот вид литья процветал на Урале, в городе Касли еще с 19 века. Тогда, кроме работ, выполненных по собственным эскизам, мастера изготавливали фигурки, повторявшие известные в мире скульптурные композиции. К примеру, коней на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге, бюсты Пушкина и других известных личностей.

    В советское время тематика работ изменилась: появились изображения Ленина и Сталина в чугуне, изделия с советской символикой.

    Но, что самое интересное, и я, и Антон нашли среди представленных работ и те, которые когда-то были и в наших семьях. Антон - фигурку Дона Кихота, которых хранился у его папы, а я - настольные часы с балериной и балеруном. Точно такие же примерно в середине 1950-х годов за отличные успехи в работе коллеги подарили моей бабушке и выгравировали на них дарственную надпись, как это было принято в те годы. Бабушке, они, правда, очень не нравились - сломались быстро, были жутко тяжелыми, и она их постоянно боялась уронить кому-нибудь на ногу, а потому хранила где-то на задворках шкафа и мне особенно не давала поразглядывать.

    Ну, и, наконец, мы осмотрели коллекцию фарфоровых фигурок. Ее Джон Мостославский собирает с 14 лет, так что, пожалуй, она здесь самая древняя. Фарфор, как известно, пошел из Китая и несколько китайских фигурок у него в коллекции, конечно, имеется. Но, мне, если честно, больше всего понравились ни они, и даже ни самые старинные, сделанные в Европе в 19 веке, ни известные, изготовленные мастерами в Чехии и в Германии, ни самые дорогие испанские по 600 евро за штучку, ни наши советские, навевающие ностальгические чувства о пионерском детстве, и ни какие другие.

    Был в Ярославле еще в 1990-х годах фарфоровый завод. И вот, когда в те самые годы у нас впервые за последние 70 лет появилась гласность, несколько умельцев с этого завода начали делать просто потрясающие юморные фигурки размером всего 3-5 сантиметров, многие из которых по политическим соображением ни до, ни после тех лет, наверное, больше никогда бы не смогли появиться. Это памятник Ленину с вороной на голове и писающей собачкой у постамента, шеренга оранжевых абсолютно одинаковых космонавтов с цветочками и фотоаппаратиком, три алкоголика, ведущие друг друга под ручки, еще один алкаш, разбивший бутыль с вином и стоявший теперь с обалдевшим видом, и другие. Можно было часами стоять и рассматривать каждую. К сожалению, завод вскоре закрылся, и где те мастера, теперь одному богу известно...

    Ну, а мы, пробыв в "Музыке и время" не меньше полутора часов, отправились в еще один ярославский музей. Но о нем я расскажу в следующий раз.

    В Ярославле мы останавливались в гостинице "Волжская жемчужина" . Фотоальбом Часть 1 . Фотоальбом Часть 2 .

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    3 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Ярославль
    сообщить модератору
      Наверх