...
6
Большой дворец в усадьбе Архангельское Архангельское, Россия
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Архангельское

    Архангельское

    LAT
  • 55.78829N, 37.29619E
  • Я здесь был
    Было: 20
    Хочу посетить
    214

    20 материалов по 5 объектам,  485 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    Были в городе Архангельское?

    Поделитесь впечатлениями!

     
    музеи, выставки
    • GPS
    • Россия, Музей-заповедник Архангельское находится по адресу: р-н, Московская область, пос. Архангельское, Музей-усадьба Архангельское, 1.
    • 7 (498) 653-86-60, 7 (498) 568-95-80
    Фотографии
    Карта
    66 фото
    dots
    вики-код
    помощь
    Вики-код объекта:
    Советы и отзывы путешественников (1) помощь
    Nina__Pastuhova
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 6 янв 2012

    Усадьба Архангельское — подмосковный Версаль. Большой дворец

    Достопримечательности → музеи, выставки
    28 ноября 2023 года||
    GPS
    |13 (5)| 33| 46113
    5
    Усадьба "Архангельское" — один из самых красивых дворцово-парковых ансамблей в Москве и Подмосковье, не зря его называют "подмосковным Версалем".

    Обычно господский дом становился для каждой аристократической усадьбы центром её планировки, а также средоточием общения и культуры. Таким является и Большой дворец в Архангельском, сменивший несколько высокопоставленных хозяев. Он ценен и интересен как памятник зодчества, к созданию которого причастны архитекторы первой величины, но еще более – как собрание разнообразных произведений искусства.
    6

    Автор: Nina__Pastuhova


    История самой усадьбы уходит в глубину веков, но здесь мы коснёмся только той, что касается самого дворца.
    2

    Автор: Nina__Pastuhova


    Портрет князя Дмитрия Михайловича Голицына. Автор: неизвестен.
    С 1681 года Архангельским владели князья Черкасские, а с 1703 оно перешло к князю Дмитрию Михайловичу Голицыну — инициатору приглашения на российский престол Анны Иоанновны на условиях ("кондициях"), сводивших её власть к чисто номинальной, от её лица управлять должен был тайный совет. После её восшествия на престол, она пренебрегла условиями и обвинила его "в преступных намерениях лишить власти императрицу" и в 1736 году по указу Анны Иоанновны он был арестован и заточен в Шлиссельбургскую крепость, где и скончался.

    Но до этого Голицин всю свою деятельную энергию направил на обустройство усадьбы, — разбил сад, начал строительство нового усадебного дома-дворца. После его смерти Архангельское было конфисковано, но уже в 1741 году с приходом к власти "дщери Петровой" Елизаветы, — было возвращено его сыну Алексею Дмитриевичу Голицыну, который, имением заниматься совсем не хотел.
    1

    Автор: Nina__Pastuhova


    Портрет князя Николая Алексеевича Голицына. Неизвестный художник.
    А вот сын его, Николай Александрович, был человеком передовым и просвещенным. Он решил превратить Архангельское в совершенную, не имеющую себе равных и, отвечающую духовным устремлениям века, усадьбу.
    При нём имение начало приобретать нынешний вид. Французскому архитектору Жаку-Жакобу Герну был заказан проект грандиозного дворца, строительство которого началось в 1784 году.
    Французский архитектор де Герн никогда не бывал в России, и его проект, взятый за основу, в процессе строительства подвергся некоторым изменениям. Конечно кроме него работали ещё такие звёзды зодчества, как Бове, Тюрин и крепостной Стрежаков. Но все они говорили на едином художественном языке. Отсюда удивительная гармония и замечательная цельность ансамбля.
    0

    Автор: Nina__Pastuhova


    Фото из интернета
    Дворец строился в стиле зрелого классицизма как летняя резиденция, с обилием застекленных дверей и окон, а наличие многочисленных колонн, полукруглого ризалита, увенчанного закрытым бельведером с тонким высоким шпилем с золотым набалдашником, придавало дворцу одновременно величественность и изящество.
    На первом, более высоком этаже, размещались парадные залы, а на втором – жилые комнаты и библиотека.
    Строительные работы во дворце велись более сорока лет. Закончены они были уже при Николае Борисовиче Юсупове, которому после смерти Николая Голицына его вдова продала Архангельское, одно из самых дорогих на то время российских имений, за двести сорок пять тысяч рублей ассигнациями. Купить его хотели многие, но сочли имение "слишком великолепным" и требующим больших расходов. Но именно это привлекло одного из богатейших и знатнейших вельмож екатерининского времени, знатока и ценителя искусства, коллекционера и дипломата князя Николая Борисовича Юсупова. У него были деньги и на покупку, и на дальнейшую достройку.

    Интересная деталь, — и Голицыны, и Юсуповы владели Архангельским ровно по сто семь лет.

    Род Юсуповых восходит своими корнями к самому пророку Мухаммеду, по крайней мере, об этом говорил Ивану Грозному ногайский хан Юсуф-бий. Его внук Абдул-Мурза, русский в душе, хоть и мусульманин по рождению, принял православие и был наречён Димитрием.
    Легенда гласит, что в ночь крещения к нему явился пророк Мухаммед и сказал: "Ты стал вероотступником и будешь жестоко за это наказан. В каждом новом поколении твоего рода лишь один наследник будет доживать до двадцати шести лет, остальные будут погибать".
    Шли годы, менялись поколения, а услышанное во сне предсказание сбывалось с поразительной точностью. Из всех детей, рожденных в одном поколении Юсуповых, до двадцати шести лет доживал только один. Но при этом становился очень яркой, известной в истории личностью.

    Поэтому владения Юсуповых никогда не делились, оставались в целости, и богатство рода приумножалось из поколения в поколение. Этот род был одним из самых богатых в России, богаче императорской фамилии.
    Юсупов говорил: "Архангельское – не доходная деревня, а расходная, для веселья, а не для прибыли, поэтому нужно заводить здесь всё, что редко, и чтобы было лучше, нежели у других".
    1

    Автор: Nina__Pastuhova


    Г. И. Новиков. Портрет князя Николая Борисовича Юсупова
    Дворец был построен Юсуповым для размещения его великолепной коллекции живописи, скульптуры, редчайших книг, фарфора и хрусталя.
    Пятьсот сорок полотен, десятки мраморных скульптур, уникальные предметы археологических раскопок из Рима и Помпей разместились в огромных залах Архангельского.
    Выезжая по поручению императрицы за рубеж для пополнения коллекции Эрмитажа, никогда не забывал пополнить из тех же источников свою собственную.
    6

    Автор: Nina__Pastuhova


    Триумфальные ворота, флигеля и кулисы замкнули двор, поэтому фасад дворца можно рассмотреть только вблизи. Двухэтажный каменный дом — центр всего ансамбля. В нем все хорошо: и строгий портик над низким крыльцом, и гладкие стены с высокими окнами первого этажа, обрамленными белокаменными наличниками, и стройный бельведер, с которого одним взглядом можно окинуть усадьбу и проследить ее планировку.
    5

    Автор: Nina__Pastuhova


    Фото из интернета
    Колонны портика, наличники окон и белокаменный пояс, который отделяет первый этаж от второго,— это все, что украшает главный фасад дворца.
    4

    Автор: Nina__Pastuhova1


    Боковые фасады богаче и живописнее. Здесь три стоящих близко друг к другу портика. Небольшие колонны двух крайних портиков обрамляют двери, выходящие на боковые крылечки, которые украшены мощными фигурами мраморных львов. Портик в центре поднимается до самой крыши, и его колонны подчеркивают основную часть бокового фасада.
    7

    Автор: Nina__Pastuhova


    Колонны украшают и южный, парковый фасад дома, хотя здесь они имеют лишь декоративный характер. Эта полукруглая часть фасада с куполом и застекленными дверьми, ведущими в парк, чем-то напоминает парковую беседку и смягчает присущую дворцу строгость.
    5

    Автор: Nina__Pastuhova


    От южного фасада опускаются две террасы с мраморными балюстрадами – невысокими ограждениями террасы с рядами фигурных столбиков – уютно вписались в архитектуру большого дома. Террасы украшены великолепными вазами, статуэтками и бюстами античных героев, полководцев и философов.
    Все помещения дворца имеют окна в парк, анфилады комнат названы по сторонам света, куда выходят окна.

    Центральная анфилада — это помещения, которые расположены между северным и южным входом в Большой дворец. Их здесь всего несколько – вестибюль, Аванзал и Овальный зал, Входят в вестибюль через проход портика внутреннего двора, колоннада которого словно продолжается в оформлении внутри помещения.
    6

    Автор: Nina__Pastuhova


    Вестибюль. Решетчатые переплеты дверных створок делают вестибюль схожим с большой парковой беседкой. Стены и потолок приглушенных тонов, выполнены в технике гризайль, это разновидность росписи выполненная в одном цвете и создающая эффект рельефности в изображении. Массивная потолочная люстра, выполненная из бронзы с позолотой, смотрится более ярко на фоне стен и потолка.
    5

    Автор: Nina__Pastuhova


    Здесь сравнительно немного украшений интерьера – вазы на постаментах у центрального входа, и скульптуры в каминных нишах. Каминные топки в вестибюле одновременно служат постаментами для копий античных скульптур, сделанных неизвестным итальянским мастером.
    5

    Автор: Nina__Pastuhova


    "Кастор и Поллукс" – братья-близнецы, дети Леды от двоих отцов — Зевса и Тиндарея, один из которых по велению греческой мифологии оказался полубогом, а другой – смертным. Вместе братья совершили немало подвигов, например, участвовали в спасении Елены, путешествовали с аргонавтами и участвовали во многих сражениях. Но из-за незначительного спора Кастор получил смертельную рану и умер на руках у Поллукса. Горько взмолился Поллукс, обращаясь к своему отцу Зевсу, чтобы тот забрал и его жизнь тоже. Тогда Громовержец предложил выбор: или Поллукс будет жить на Олимпе с другими богами, либо разделит судьбу с братом, чередуя жизнь среди богов и обитание в суровом царстве мёртвых. Поллукс не смог разлучиться с братом, и с тех пор их имена стали нарицательными, символизируя преданность и братство, а на небе появилось созвездие Близнецов. Это можно назвать счастливым завершением истории братьев.
    В Древней Греции братьев считали покровителями путешественников и мореплавателей.
    4

    Автор: Nina__Pastuhova


    "Амур и Психея" – ещё одна иллюстрация к греческим мифам. Амур – сын богини красоты Венеры. А Психея была смертной, дочерью царя. О её красоте слагали легенды, и это совсем не нравилось ревнивой Венере. Богиня велела своему сыну Амуру найти худшего из мужей для красавицы Психеи в наказание за столь дерзкую красоту, однако Амур увидел девушку и влюбился в неё сам. Он обратился с просьбой к западному ветру Зефиру, чтобы тот перенёс Психею в свой дворец. Под надзором недовольной свекрови Психее пришлось выдержать множество испытаний, чтобы её сочли достойной супругой для Амура. Но всё кончилось хорошо – девушка справилась, Зевс назначил её богиней, и Венере пришлось признать невестку. У Амура и Психеи родилась дочь, богиня наслаждения, и это символизирует, что истинное счастье является плодом большой любви.
    2

    Автор: Nina__Pastuhova


    В вестибюле есть скульптуры собак, и это не случайно. Их можно назвать четвероногими дворянами, так как они жили и воспитывались в семьях императоров или князей. Юсуповых тоже можно было назвать "собачниками" – княжеская семья любила французских бульдогов и даже считается первыми заводчиками этой породы в России. Даже на портрете Ф. Юсупова Серов изобразил его с любимой собакой по его просьбе. Скульптуры, правда, изображают собак другой породы.
    5

    Автор: Nina__Pastuhova


    Аванзал центральной анфилады помещений был закрыт. Фотографировала через стекло. Лестнца, ведущая на второй этаж украшена копиями египетских статуй. Для декора используются снова мотивы парковых беседок.
    4

    Автор: Nina__Pastuhova


    Проходим в следующий зал.
    4

    Автор: Nina__Pastuhova


    Овальный зал оформлен торжественно и красочно. В нём устраивались торжественные приёмы высоким гостям и балы. Главными архитектурными элементами здесь являются коринфские колонны из искусственного мрамора, спаренные с такими же накладными пилястрами, они красиво сочетаются с нежно-голубыми стенами.
    4

    Автор: Nina__Pastuhova


    Капители поддерживают круговой балкон хоров, С них когда-то звучала музыка крепостного оркестра, скрытого балюстрадой.
    3

    Автор: Nina__Pastuhova


    Над ними возвышается расписной купол Овального зала, живописный плафон "Зефир и Психея" Никола де Куртейля, выполненный по заказу князя Н.Б.Юсупова в 1820-х годах. Он повторяет в аллегорической форме сюжет об Амуре и Психее. Героиню похищает пособник Амура, бог западного ветра Зефир. Эта романтическая история – один из самых популярных вечных сюжетов в истории мировой культуры.
    В центре плафона лепная позолоченая люстра на 132 свечи. Она подвешена на цепях к короне из акантовых листьев и увенчана крылатой фигурой Богини Победы.
    Люстра настолько искусно сделана из папье-маше и левкаса (смесь олифы, мела и клея), что производит впечатление золоченой бронзы. Русские мастера начала 19 века с большим мастерством заменяли дорогую бронзу золоченым деревом и левкасом.

    Северная анфилада
    Северный фасадом Большой дворец в Архангельском выходит во внутренний двор и ограничен крытыми галереями. За счет этого на северной стене здания размещены окна только двух помещений – парадной столовой и зала Тьеполо. Как и все прочие помещения первого этажа, они используются для демонстрации многочисленных произведений искусства.

    Парадная столовая или Египетский зал
    4

    Автор: Nina__Pastuhova


    Второе название произошло от тематики настенной и потолочной росписи. Египетские мотивы снова выполнены в технике гризайль, но уже не серыми, а желтыми и розовыми тонами.
    5

    Автор: Nina__Pastuhova


    На стене одно из крупнейших полотен собрания, картина Дуайена – "Триумф Клавдия". Мне всегда интересен сюжет картины, но довольно часто я не знаю, какое же за событие изображено. Так было и на этот раз, поэтому нашла, что же пишут об этом. Ее сюжет относится к 143 г. д. н.э., когда консул Аппий Клавдий Пульхр решил самостоятельно организовать свой триумф, после того как римский сенат отказал ему в этой чести. Согласно сообщению римского писателя Светония, сестра Аппия, весталка Клавдия, пользуясь своей неприкосновенностью, "взошла к нему на колесницу и сопровождала его до самого Капитолия", чтобы никто не смог сорвать шествия. Стоит заметить, что победителем карфагенян был не упомянутый Аппий Клавдий Пульхр, а его полный тезка и родственник (даже, возможно, дед), который небезуспешно противостоял карфагенскому полководцу Ганнибалу во Второй Пунической войне (221 –207 гг. до н.э.) и принудил к сдаче италийский город Капую, выступивший против римлян.

    Габриэляь Франсуа Дуайен, кроме всего прочего, расписывал плафоны Георгиевского зала Зимнего дворца и церковь дома Инвалидов в Париже.
    1

    Автор: Nina__Pastuhova


    На другой стене Парадной столовой – портрет юного князя Бориса Юсупова, заказанный его отцом Николаем Борисовичем французскому художнику Антуану Гро. Точнее, здесь копия неизвестного мастера, оригинал находится в ГМИИ имени Пушкина. Отдавая дань предкам, ногайским ханам, герой изображен на лошади, в национальном татарском костюме. Построение картины было оговорено заранее, за основу взят конный портрет Наполеона.
    4

    Автор: Nina__Pastuhova


    .
    5

    Автор: Nina__Pastuhova


    На картины я, конечно же, обратила внимание, но поначалу меня привлекла декорация сервированного стола для торжественного обеда. Муляжи кулинарных и кондитерских шедевров. Следует упомянуть и о прекрасной коллекции фарфоровых изделий, представленной в Парадной столовой. Для их показа использованы дубовые горки на несколько уровней, а также застекленные витрины.
    6

    Автор: Nina__Pastuhova


    Японские и китайские декоративные вазы выставлены на открытых полках горок.
    3

    Автор: Nina__Pastuhova


    В Архангельском был небольшой фарфоровый завод. За границей покупались чисто-белые заготовок, а крепостные художники расписывали его жанровыми сценками, сюжетами картин из местной галереи, видами Архангельского и сушили в специальной печи. В продажу эти чашки-тарелки не пускались, шли исключительно на подарки гостям усадьбы.
    К настоящему времени сохранилось семьдесят тарелок, которыми можно полюбоваться в залах усадьбы.

    1

    Автор: Nina__Pastuhova


    Еще одним обоснованием названия "Египетский зал" считают подсвечники с фигурками египтянок, выполненные из черной и золоченой бронзы.

    Зал Тьеполо
    Последним великим живописцем венецианской школы искусствоведы называют Джованни Батиста Тьеполо, мастера крупномасштабных полотен и настенных росписей. Князь Н.Б. Юсупов купил его большие исторические картины у сына художника, Джованни Доменико. Размещение более чем 6-метровых картин потребовало ликвидации одной из стен, при этом Большой дворец в Архангельском получил один зал из двух смежных комнат.
    1

    Автор: Nina__Pastuhova


    Фото из интернета
    Старший Тьеполо неоднократно изображал сюжеты об Антонии и Клеопатре при росписи дворцов и вилл венецианских и испанских вельмож.
    Приобретенные Юсуповым картины живописуют два эпизода дня их знакомства. Первая – "Встреча Антония и Клеопатры". На ней пораженный красотой египетской царицы римлянин бросает к ее ногам богатые трофеи своих боевых походов на фоне военных кораблей.

    Работы Дуайена считаются музейной редкостью. В России их можно встретить в нескольких частных собраниях, а на общедоступной выставке – только в Архангельском.
    3

    Автор: Nina__Pastuhova


    Другая картина — это огромное полотно "Пир Клеопатры", написанное в середине 1740 годах величайшим венецианским художником эпохи барокко Джованни Баттиста Тьеполо и приобретенное в 1800 году князем Николаем Борисовичем Юсуповым у итальянского торговца П. Конколо в Санкт-Петербурге.
    Сюжет этой картины Тьеполо взял из "Естественной истории" древнеримского писателя и ученого Плиния Старшего. В ней он упоминает о том, что Клеопатра обладала несметными сокровищами, и среди них были две самые крупные в мире жемчужины. Эти невероятной красоты камни царица носила как серьги. Однажды царица поспорила с римским полководцем Марком Антонием о том, что сможет потратить на один обед огромную сумму в десять миллионов сестерциев.
    Чтобы разрешить спор, назначили день и устроили пир. Клеопатра выставила на стол великолепные блюда, но ничего необычного среди них для Антония не было. Римлянин потребовал подсчитать стоимость угощений, но хитроумная царица сказала, что все это лишь дополнение к главному блюду и потребовала принести кубок с уксусом, в который тут же бросила одну из жемчужин из своих сережек, которая в нём растворилась и выпила эту жидкость.
    Известно, что уксуса, который способен растворить в себе жемчуг, не бывает, поэтому полагают, что хитроумная царица просто проглотила жемчужину вместе с жидкостью. Она собирралась проделать то же и со второй но её остановил Луций Планк, провозгласивший поражение Антония.
    2

    Автор: Nina__Pastuhova


    Франсуа Фламенг. Портрет княгини Зинаиды Юсуповой со знаменитой жемчужиной "Пелегрина". 1894
    Эта история в качестве легенды бытовала в семье Юсуповых применительно к легендарной жемчужине "Пелегрине", которая входила в их коллекцию драгоценностей и презентовалась как парная к жемчужине Клеопатры. Однако, согласно тому же Плинию Старшему, вторая жемчужина Клеопатры, попавшей в плен к Октавиану, после ее смерти была вывезена в Рим, где ее распилили на две части для серег статуи Венеры в римском Пантеоне.
    3

    Автор: Nina__Pastuhova


    Напротив массивного зеркала между двумя полотнами Тьеполо размещена скульптура "Спящая Венера", выполненная из мрамора неизвестным французским ваятелем.
    2

    Автор: Nina__Pastuhova


    .
    3

    Автор: Nina__Pastuhova


    Интересны и другие скульптурные работы, особенно ваза в форме головы Медузы Горгоны на каминной доске под зеркалом. Кисти неизвестных авторов принадлежат развешенные в зале Тьеполо пейзажные работы, на столиках со столешницами из декоративного камня выставлены подсвечники и статуэтки.
    4

    Автор: Nina__Pastuhova


    .
    1

    Автор: Nina__Pastuhova


    Украшением залов являются и отдельные гарнитуры русской работы из резного золоченого дерева, полированного красного дерева и карельской березы. Особым очарованием отличается мебель, выполненная крепостными мастерами, с росписью яркими гирляндами и букетами цветов. В коллекцию входят также отдельные предметы мебели русской и иностранной работы 16-19 веков, отличающиеся высоким художественным исполнением.

    Западная анфилада
    Это боковой ряд залов одного из торцов здания. Центральную часть занимает "Антиковый зал",
    по краям находятся залы любимого хозяевами дворца французского художника Юбера Робера. Собранные Юсуповыми картины Робера составляют одну из самых представительных коллекций этого известного мастера.
    Антиковый зал
    2

    Автор: Nina__Pastuhova


    Зал античных редкостей, соединяющий два зала Робера. В зале несколько качественных копий скульптурных произведений эпохи античности, которые во множестве изготавливали в Италии и Франции после раскопок древнеримского города Помпеи.
    3

    Автор: Nina__Pastuhova


    Здесь много изделий декоративно – бытового назначения, выполненных по мотивам изделий древней европейской цивилизации. Интерьерные столики, постаменты со статуэтками соседствуют с подлинными античными редкостями, в основном фрагментами статуй работы древних ваятелей.
    3

    Автор: Nina__Pastuhova


    Стол-консоль с золочёными деталями, с мраморными наборными столешницами. На нём канделябры из бронзы и мрамора в виде фигуры кариатиды на одну свечу, Франция, Париж, 1790-е — 1800-е. Настольное украшение "Руины", Италия, первая половина 19-го века
    2

    Автор: Nina__Pastuhova


    Наиболее сохранившаяся подлинно античная скульптура Амура выполнена римским ваятелем предположительно в первом веке нашей эры. Греческое божество любви изображено как шаловливый мальчишка со стрелой в руках, в пылу забав обронивший свой лук.
    2

    Автор: Nina__Pastuhova


    Удлиненная форма зала подчеркнута низко висящими оригинального силуэта люстрами, гирлянды которых образуют подвижные хрустальные корзины. В нём представлен еще один вариант техники гризайль на стенах и потолке, на сей раз в серебряных тонах, не очень броская, но красивая.
    2

    Автор: Nina__Pastuhova


    Фото из интернета
    Одно из самых больших полотен в усадьбе представленное в Антиковом зале "Тесей и Пейрифой" кисти Анжелики Монже. Известный по мифам герой Древней Греции и его друг, царь лапифов, изображены при освобождении похищенных разбойниками девушек. Сюжет картины Монже намного проще изложенного в древнегреческих мифах. Там похожее сказание повествует, как подружившиеся герои спасают девушек от собственных собутыльников, полудиких кентавров. Художница реалистических воззрений, Анжелика Монже упростила мифическую историю до обычной бытовой разборки, заодно избежав сложности изображения кентавров.

    Интересна история приобретения картины.
    Юсупов желал заполучить шедевр от французского художника Жака Луи Давида, причём как можно быстрее, но у того была очередь, многие ждали годами написание картин. Князь же был настойчив, и Давид согласился, поставил небольшое предварительное условие – сначала князь обязан приобрести картину его ученицы Анжелики Монжес. У той как раз выставлялось в салонах "Тесей и Пейрифой", но знатоки живописи им не очень-то интересовались. Говорят, что художница была просто красавица, и мастер, таким образом, захотел помочь своей протеже.
    Николай Борисович согласился и заплатил немыслимую по тем временам сумму для "дамского творчества", после чего Давид написал для него желаемую картину "Сафо и Фаон" (сейчас она хранится в Эрмитаже). Говорят, в отместку за невыгодную покупку заказчик был как никогда придирчив, и живописец вносил в работу множество исправлений, но разошлись они очень довольные друг другом.

    Северный и южный залы Юбера Робера
    Два зала известного французского художника располагаются на противоположных концах западной анфилады.
    1

    Автор: Nina__Pastuhova


    Гюбер Робер — один из ведущих художников Франции второй половины 18 века. Пейзажи Робера и его живописные изображения античных руин и развалин, были особенно современниками и украшали дворцы вельмож и императоров.
    Богатое воображение Робера опережало время, он часто рисовал руины вполне исправных известнейших зданий, даже знаменитого Лувра.
    2

    Автор: Nina__Pastuhova


    Большинство его картин содержат вертикальные элементы. Прочувствовавший особенности живописи Робера крепостной зодчий Стрижаков выполнил боковые залы западной галереи восьмигранными. Обилие вертикалей позволило подчеркнуть особенность картин с высокими зданиями и колоннами.
    В Архангельском одно из крупнейших собраний Робера мирового уровня.
    3

    Автор: Nina__Pastuhova


    Фото из интернета
    В Северном зале установлена скульптора – "Амур, делающий лук из палицы Геракла", неизвестного скульптора. Прекрасная аллегория: грубую силу сменяет любовь.
    4

    Автор: Nina__Pastuhova


    Южный зал Робера украшен скульптурой известного немецкого мастера Эмиля Вольфа – "Воин, одевающий доспехи".
    3

    Автор: Nina__Pastuhova


    Диковинные птицы, изображенные в орнаментах росписей зала, кажется, прилетели сюда из парка или выпорхнули из этой необычной клетки.

    Южная анфилада помещений
    Как и центральный Овальный зал, помещения южной анфилады выходят оконными проемами на итальянский террасный парк. Это один из красивейших видов во всей усадьбе, поэтому именно с этой стороны расположен Императорский зал для торжественных приемов. Еще здесь имеются Амурная комната и Салон с каретами, а также Парадная спальня, где, несмотря на наличие спального места, никто никогда не ночевал.

    Императорский зал
    Портреты особ царствующего дома были непременным украшением парадных гостиных во дворцах русских вельмож.
    Владелец Архангельского для размещения портретной галереи русских самодержцев предназначал специальный Императорский зал. Принимая в своей подмосковной резиденции членов императорской фамилии и самих императоров, князь Юсупов не только демонстрировал преданность и верность дому Романовых, но и близость к престолу.
    В случае князей Юсуповых это было проявлением истинной преданности Романовым, доказанной несколькими поколениями.
    2

    Автор: Nina__Pastuhova


    Наиболее впечатляющим в Императорском зале является крупный портрет Александра I со свитой, выполненный редким в старину творческим дуэтом. На этой картине Жак Свебах рисовал лошадей, императора и сопровождающих его офицеров изображал Анри Ризенер.
    Князь Николай Борисович Юсупов короновал как председатель официальной государственной комиссии трех императоров, в том числе и Александра Первого. Конный портрет был выполнен в ожидании высочайшего визита в Большой дворец в Архангельском, в ходе которого был удостоен положительного отзыва изображенного.
    1

    Автор: Nina__Pastuhova


    Фото из интернета
    Портрет Павла I художника С. Щукина (ученик Левицкого и учитель Тропинина), отошел от канонов парадного портрета. Он смог уловить натуру надменного императора, презиравшего все русское, но портрет последнему понравился, он даже удвоил художнику гонорар и наградил орденом.
    2

    Автор: Nina__Pastuhova


    Остальные представленные изображения членов правящего семейства, вернее, их оригиналы, написаны французскими и скандинавскими портретистами.
    2

    Автор: Nina__Pastuhova


    В строгом порядке расставлена вдоль стен белая с золотом мебель в стиле русского классицизма конца 18 века. Каминные часы в Императорском зале идут до сих пор. Конец 18 века. Франция.
    3

    Автор: Nina__Pastuhova


    Парадная спальня
    Непременно присутствующие в аристократических имениях парадные спальни для сна практически не использовались, кроме исключительных случаев. Большой дворец в Архангельском имел такое помещение, где проходили приемы узкого круга людей.
    Парадная комната, которую еще называют "Голубая спальня", создавалась к приезду в усадьбу императора Александра I в 1816 году.
    4

    Автор: Nina__Pastuhova


    Ощущение высоты и глубины зала усиливается благодаря стройным колоннам с пышными капителями. Они делят зал на две части — альков и будуар.

    Нежно-голубые тона преобладают не только в росписях, но и в обивке мебели и драпировках. Из-за плохой сохранности прежнюю обивку мебели пришлось заменить. Новые ткани для мебели, занавесей и балдахина с поразительной точностью выткали на ручных станках ткачи московских экспериментальных мастерских уже в наше время.
    2

    Автор: Nina__Pastuhova


    В витрине сохранившиеся образцы ткани, по которым реставраторам пришлось восстанавливать исходный материал драпировки. Экспонат закрыт тёмной шторкой, которую после просмотра нужно обязательно закрыть.
    Из голубого стекла выполнена центральная часть золоченой бронзовой люстры с изящным хрустальным убором — образец тонкой художественной работы русских мастеров конца 18 века.

    Мебель и парадная постель были получены князем Юсуповым в память о почившей сестре Евдокии от ее мужа герцога Курляндского. При оформлении парадных покоев был сохранен дизайн интерьера спальни герцогини Курляндской.
    3

    Автор: Nina__Pastuhova


    Над балдахином укреплен одноглавый посеребренный орел — герб герцогов Курляндских.
    4

    Автор: Nina__Pastuhova


    Амуровая комната Название сохранилось со времен нахождения в нем реплики с легендарной скульптуры Антонио Кановы – "Амур и Психея". В настоящее время она хранится в Государственном Эрмитаже. Мне посчастливилось увидеть оригинал в Лувре — нет слов — восхищена!
    2

    Автор: Nina__Pastuhova


    Сейчас здесь представлены картины. Одна из них работа главы парижской Академии художеств Шарля Лебрена — полотно "Жертвоприношение Ифигении". Сюжетом его послужил эпизод из Троянской войны: царь древних греков Агамемнон приносит в жертву богам свою дочь Ифигению, чтобы принести победу в войне своим соотечественникам.

    В следующем за Амуровой комнатой помещении проводится временные выставки. На момент моего посещения проводилась выставка в "Карете и верхом". На ней демонстрировались парадные экипажи князей Юсуповых.
    Парадные кареты такого качества сохранности являются редкостью и могут считаться гордостью любого музея.
    2

    Автор: Nina__Pastuhova


    Карета – одна из возивших Екатерину Великую, ее Юсупову подарил Николай Первый.

    Восточная анфилада
    С этой угловой комнаты начинались бывшие жилые покои старого князя: спальня, туалетная и кабинет. Удаленные от парадных залов, они отличались скромностью отделки и небольшими размерами, благодаря чему их было легче отапливать. После смерти князя, в 1837 году первая комната — бывшая спальня — была превращена в Салон Ротари.
    2

    Автор: Nina__Pastuhova


    Гражданин Венецианской республики, портретист Пьетро Ротари работал в России по приглашению императрицы Елизаветы Петровны с 1756 года до самой смерти в 1762 году. Им выполнено не менее 500 портретных работ, в большинстве девушек и реже – юношей, почти всегда в костюмах разных национальностей. Они были в большой моде у русской знати и сделались обязательным украшением почти каждого царского или княжеского дворца.
    2

    Автор: Nina__Pastuhova


    .
    1

    Автор: Nina__Pastuhova


    Вкусам этого времени отвечает и мебель салона. Шкаф-секретер розового дерева, выполненный немецкими мастерами в середине 18I века,— яркий пример вычурной мебели в стиле рококо. В нём нельзя найти ни одной прямой линии: стенки секретера имеют волнообразный изгиб, ножки искривлены, вся поверхность украшена нарядным набором розового дерева, кудрявые завитки золоченой бронзы сплошным потоком обвиваются вокруг ящиков и делают их незаметными.
    2

    Автор: Nina__Pastuhova


    Рабочий кабинет князя Николая Борисовича Юсупова-младшего обставлен мебелью российского производства из карельской березы. Особенно филигранной работой отличается письменный стол с ножками в форме квадратных колонн, соединенных общей фигурной платформой со статуей сфинкса. Привлекает внимание и кресло хозяина, установленное на современный манер на платформу с колесиками.
    3

    Автор: Nina__Pastuhova


    Портрет князя со скрипкой и его бюст изображают владельца в различном возрасте, есть в кабинете и другие живописные полотна. Расположение кабинета позволяет через окна любоваться природными красотами английского пейзажного парка, расположенного в этой части усадьбы.
    2

    Автор: Nina__Pastuhova


    На противоположной стене размещен портрет жены князя Татьяны Александровны Юсуповой, урождённой Рибопьер. Она была дальней родственницей мужа, даже заходила речь о недопустимости такого брака. Действительно, наследника мужского пола у них не родилось, но род не угас из-за императорского решения. Александр Третий передал фамилию и титул мужу старшей дочери Зинаиды, графу Феликсу Феликсовичу Сумарокову-Эльстону.
    Благодаря этой деятельной женщине, отдававшей много сил и времени на благоустройство княжеского поместья, усадьба приобрела славу, чуть ли не аналога Версаля в России.

    Второй этаж, на момент моего посещения, был закрыт, поэтому осмотр дворца был завершён, к большому моему сожалению, но, к счастью, оставался ещё прекрасный парк, в котором можно было увидеть много интересного.
    Извиняюсь, за плохое качество фотографий, брала с собой "мыльницу", не хотелось носить тяжёлую камеру, а она меня подвела. Какие-то снимки получались, какие-то нет, немного фото с телефона и с предыдущего посещения Архангельского.
    Панорамных снимков помещений мало, т.к.это воскресный день и было очень много посетителей, экскурсии шли одна за другой, поэтому лучше посещать в будний день.
    • Адрес:

      Музей-заповедник Архангельское находится по адресу: р-н, Московская область, пос. Архангельское, Музей-усадьба Архангельское, 1.

    • Дополнительная информация:

      График работы: Пн-вс: 10:00 — 20:00; касса: пн-вс 10:00—19:00; санитарный день: последний вт месяца; летний период: пн-вс 10:00—21:00.

    • Телефон:

      7 (498) 653-86-60, 7 (498) 568-95-80

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    66 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Архангельское
    сообщить модератору
    • Hanya
      помощь
      Hanya
      в друзья
      в контакты
      С нами с 19 июл 2009
      28 ноя 2023, 11:38
      удалить
      Давно уже в планах стоит посещение этого музея-заповедника. И вы, Нина, своим рассказом и показом еще больше убедили меня в этом.
      Какая красота, но главное, как вы ее подали, с легендами и историей!

      Спасибо!
    • Nina__Pastuhova
      помощь
      Nina__Pastuhova
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 янв 2012
      28 ноя 2023, 12:37
      удалить
      Татьяна, обязательно посетите! Очень интересно и красиво.
    • iralda
      помощь
      iralda
      в друзья
      в контакты
      С нами с 30 окт 2010
      29 ноя 2023, 17:57
      удалить
      Спасибо за интересное повествование! Хорошо помню свою прогулку по парку, вдоль реки. А вот дворец был закрыт на реставрацию. Это было лет 5-7 назад.
    • Nina__Pastuhova
      помощь
      Nina__Pastuhova
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 янв 2012
      29 ноя 2023, 19:17
      удалить
      Я была несколько раз. В последний дворец был открыт, но только первый этаж. Пишут, что реставрация завершится в 2025 году. 1.5 млрд выделено на неё было.
    • Maynur
      помощь
      Maynur
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 ноя 2011
      30 ноя 2023, 16:20
      удалить
      Прекрасно! Прекрасно все. Столько исторических справок и подробностей. Удивила легенда о братьях- близнецах. узнала о ней впервые. Не устаю восхищаться вашими работами. У нас почти час ночи.,а все читаю.
    • Nina__Pastuhova
      помощь
      Nina__Pastuhova
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 янв 2012
      30 ноя 2023, 16:36
      удалить
      !Спасибо, Майнур! Я тоже о близнецах раньше не знала. А про парки пишу, так там ещё столько интересного про Архангельское.
    • Maynur
      помощь
      Maynur
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 ноя 2011
      1 дек 2023, 03:34
      удалить
      Строили для себя, а любуемся мы!
    • Nina__Pastuhova
      помощь
      Nina__Pastuhova
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 янв 2012
      1 дек 2023, 08:44
      удалить
      Зинаида Юсупова в завещании отписала его государству
    • AFINAPOST
      помощь
      AFINAPOST
      в друзья
      в контакты
      С нами с 23 июл 2011
      13 дек 2023, 13:28
      удалить
      Спасибо, за огромный труд и прекрасное описание дворца!
      Эта усадьба, несомненно, самая красивая в Подмосковье!
    • Nina__Pastuhova
      помощь
      Nina__Pastuhova
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 янв 2012
      13 дек 2023, 14:32
      удалить
      Когда была там, то всё время мелькала мысль:"как же хорошо, что сохранили". Хотя и многое было разграблено.
    • AFINAPOST
      помощь
      AFINAPOST
      в друзья
      в контакты
      С нами с 23 июл 2011
      13 дек 2023, 14:50
      удалить
      Особенно роковую роль играют пожары и ремонты, что однозначно!
      Предлог для намеченного воровства.
    • Nina__Pastuhova
      помощь
      Nina__Pastuhova
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 янв 2012
      13 дек 2023, 18:50
      удалить
      AFINAPOSTнаписала 13 декабря в 15:50

      Особенно роковую роль играют пожары и ремонты, что однозначно!
      Предлог для намеченного воровства.


      Это точно!
    • Donnico
      помощь
      Donnico
      в друзья
      в контакты
      С нами с 31 дек 2011
      Администратор
      23 фев, 21:43
      удалить
      Был несколько раз, но никогда внутри, спасибо Нина!
    Наверх