Китай

Китай

LAT
Я здесь был
Было: 953
Хочу посетить
22915

1948 материалов по 536 объектам,  42 952 фотографии

Вики-код направления: помощь
Топ авторов помощь
Hanya 1322
DK1974 980
Olegon 946
 
11
shanin
помощь
в друзья
в контакты
С нами с 4 июн 2009

Можно ли путешествовать по Китаю автостопом?

 
10 июля 2009 года|| 12| 264011

Оказавшись первый раз в Китае (во время первого кругосветного путешествия - "Вокруг света за 280$") я имел весьма смутное представление об особенностях китайского автостопа. Ехал я тогда не один, а в тройке - с Димой Станововым и Татьяной Гузовой. Втроем мы и занимались экспериментальным изучением китайского автостопа.

Экспериментировать мы начали на окраине городка Баодинг (километра в 100 к югу от Пекина). Утром там жизнь уже вовсю кипит. По тротуарам снуют прохожие, на рынках торговцы раскладывают товар, уличные кухни дымят - жарятся лепешки, заваривается лапша. И все это на протяжении десятка километров! Но и после того, как вышли за границу города вдоль дороги продолжала тянуться сплошная череда домов, только победнее.

Интересно, остановится ли кто-нибудь на вытянутый палец - стандартный жест хитч-хайкеров в США и Европе? И сможем ли мы объясниться с помощью двух известных нам фраз: "Ни хао" (здравствуйте) и "Во мейю цянь" (у нас нет денег).

По дороге снуют автобусы, типа наших "Пазиков". Кондуктор, выполняя одновременно роль зазывалы, висит, высунувшись из открытой двери. Едва заметив нас и приняв за потенциальных пассажиров, он сразу же начинает что-то истошно вопить. Едва возле нас остановился первый автобус, кондуктор тут же из него выскочил и стал нас хватать за руки, приглашая внутрь. Еле от него отбились. Со вторым автобусом - та же история. Как только увидели третий, сами стали истошно орать и размахивать руками, показывая, что не хотим на нем ехать. Этот проехал мимо. Но вскоре появился следующий. А в промежутке нужно еще и от такси отмахиваться. Машины, на которых хотя бы теоретически могут подвозить попутчиков, в потоке автобусов, такси, велосипедистов, телег, тракторов и другого «бесполезного» транспорта, вычислить нелегко. И пока мы этим занимались, китаец из соседнего дома подошел помочь "глупым иностранцам". И с легкостью тут же застопил ... автобус.

Видимо, неправильное место выбрали. Прошли еще пару километров. Но там повторилось то же самое. Сделали еще несколько попыток. И нигде нам больше 10 минут простоять не дали. Обязательно появлялся какой-нибудь доброхот и стопил для нас автобусы. Объяснить ему, что нам это не нужно - действительно, что мы делаем на дороге, если не пытаемся уехать? - невозможно, проще махнуть рукой и уйти куда-нибудь подальше.

Потратив на изучение китайского автостопа целый день, мы столкнулись с удручающим результатом. Нам не удалось остановить ни одной машины! Возможно, это можно объяснить тем, что мы голосовали втроем или тем, что выбрали какую-то очень глухую дорогу. Но факт остается фактом. Первый блин комом!

И при этом нельзя сказать, что китайцы нас не замечали. И не только добровольные "помощники", стопившие нам автобусы. Когда мы проходили по улице очередной деревеньки (она начиналась, как только заканчивалась предыдущая) - все прохожие улыбались, приветствовали возгласами "Хеллоу" или "Гуд бай"; все, кто занимался какими-либо своими делами, сразу же бросали их для того, чтобы на нас посмотреть, высовывались в окна, толпились в дверях.

Так мы проходили до темноты. Остановились передохнуть. Из ближайшего дома выскочила китаянка и жестами пригласила нас внутрь. Мы оказались в большом зале. В одном углу - три круглых ресторанных столика со стульями, а в другом - торговый прилавок с типичным набором товаров - быстрозаваривающаяся лапша, печенье, конфеты, чай...

Зал погружен в полумрак. Из-за аварии на линии электричества не было. От предложенного горячего чая мы отказываться не стали. Потом предложили поесть. Общались с помощью русско-китайского разговорника. Постарались объяснить, что мы - безденежные путешественники и если нас угощают, мы отказываться не будем. Вроде бы поняли. Меню предлагать не стали, на стол накрыли по своему выбору. Надо признать, готовить китайцы умеют.

Народ постепенно прибывал. Со всех концов деревни собиралась родственники и их соседи, услышавшие о таком необычном событии, как визите европейцев. Общались с помощью русско-китайского разговорника. Пожилой китаец пригласил нас к себе переночевать. В гостиницу. Бесплатно ли? Показали фразу "Сколько это стоит?". Ответ он написал на бумажке - "100 юаней". Нет. Не пойдет. Интересно, а за еду от нас тоже ждут денег? И сколько? Китайцы горячо заспорили между собой. О чем? Наверное, думали, сколько с нас запросить?
- 30 юаней.
Вот и побывали в гостях.

Ужином нас накормили. Осталось найти ночлег. Постучали в первый попавшийся дом. Дверь открыли, но внутрь не пригласили. То ли не поняли, что нам нужно, то ли не захотели понять. Короче, послали куда подальше.

Палатку поставить? Снега нет, но холодно, мокро и промозгло. Свернули на поле, а там - грязь по колено. Пришлось вернуться на дорогу.
Темно, но еще не поздно. Автобусы продолжают ходить. И обязательно тормозят, как только в свете фар увидят странную картину - троих европейцев на пустынной дороге.

Нам и днем-то не удалось никого застопить, а уж в темноте можно было и не пытаться. Мы и не пытались. Полицейский "Джип" с крупными белыми иероглифами остановился сам. Я сразу же вспомнил о том, как Володя Федорук в Пекине рассказывал истории про иностранцев, случайно попавших в запрещенный район и долго потом мыкавшихся в китайских застенках, как "шпионы". Может, и мы сейчас возле сверхсекретного объекта?

Полицейские попытались завязать разговор, но мы общаться с китайцами могли только при помощи разговорника: выбирали на русском языке подходящую фразу и показывали пальцем соответствующую ей строчку китайских иероглифов - имитировать китайскую речь даже не пытались. Китайцы, если они хотели нам ответить, должны были делать с точность до наоборот. В темноте мы с китайцами общаться не могли в принципе - не видно, куда пальцем тыкать.

Подошли к фарам. Я достал разговорник и начал с наиболее подходящей, как мне показалось, фразы - "мы члены правительственной делегации". Полицейские долго рылись в разговорнике, но подходящего ответа там не нашли. Стали приглашать нас в машину. А наше нежелание ехать расценили как недоверие.
- Вы не бойтесь, мы - полицейские!
Поехали, причем в нужном нам направлении и бесплатно. Вот он первый успешный опыт китайского автостопа! Если так же удачно пойдет и дальше, то следующая попутка может оказаться и тюремным «воронком».

Приехали к зданию казармы и зашли в просторную комнату с покрашенными в темно-синий цвет стенами и тремя десятками кроватей. На спинках стульев и на гвоздях, вбитых в стену, висели комплекты полицейской формы или отдельные предметы снаряжения. Особенно много было фуражек - полицейские еще не перешли на летнюю форму одежды и ходили в шапках-ушанках. Несколько кроватей были очевидно свободны. Может, нам хотят предложить здесь переночевать? Почему-то именно так, причем одновременно и не сговариваясь, мы и подумали.
- Я эту кровать занимаю, - сказал Дима.
- А я эту, - тут же среагировала Т.А.

Я тоже облюбовал себе кровать и положил на нее свой рюкзак, собираясь начать его распаковывать. И тут нас позвали в кабинет. Наверное, начальству хотят представить. Начальник встретил нас сурово.
- Паспорта!
А они остались в австралийском посольстве. У нас же были только их ксерокопии и еще какие-то несерьезные бумажки. Мы вывалили весь ворох на стол. Полицейские стали с интересом их разглядывать. И сразу же стало понятно, что для них тексты на русском или английском несут не больше смысла, чем для нас строчки китайских иероглифов.
- Куда вы едете?
Я показал на карте национальный парк, в сторону которого мы целый день упорно шли пешком.
- А зачем?
Ответил бы, если бы знал, что сказать. Пришлось придумывать объяснение нашего, честно говоря, странного поведения.
- Переночевать.
Полицейские облегченно вздохнули - они очевидно и остановились-то на дороге именно для того, чтобы помочь нам найти отель - также, как все остальные встреченные в этот день китайцы рвались посадить нас на автобус. Они стали звонить в самый шикарный отель. Пришлось объяснять, что у нас не то чтобы совсем не было денег, но их не так много, как должно бы быть, если бы мы были западными туристами. И все это с помощью фраз из русско-китайского разговорника. До сих пор удивляюсь, что мне это удалось.

Вскоре на том же самом "Джипе" мы поехали дальше. И опять же в попутном направлении. Автостоп продолжается!

Остановились в темном переулке, примыкавшем к деревенскому рынку, возле освещенного керосиновыми лампами магазина. Полицейские представили нас его хозяйке. Они же взяли на себя ведение переговоров и сообщили нам конечный результат - есть комната на троих за 30 юаней. Мы согласились, даже не посмотрев, что нам предлагают. Лишь бы избавиться от навязчивой опеки со стороны китайских правоохранительных органов.

И только после того, как полицейские с чувством выполненного долга уехали, мы заглянули в оплаченные "апартаменты": комната в пристройке с одинарным оконным стеклом и фанерной внешней стенкой, вдоль которой проходит труба с горячей водой. Достаточно тепло для того, чтобы снять головные уборы, но недостаточно жарко, чтобы сидеть без верхней одежды. Едва мы освоились, как опять появилась хозяйка и по-английски спросила.
- Не хотите ли принять ванну?

Пошли посмотреть. Долго петляли по длинному кривому слабоосвещенному коридору, захламленному коробками, старыми стульями, детскими игрушками. Вышли во внутренний двор. Там стояла железная бочка из-под бензина с дождевой водой. Хозяйка взяла висевшую на бортике эмалированную кружку и несколькими уверенными движениями расколола толстый лед. Она же и показала, как нужно мыться - зачерпывать воду и лить прямо на себя, стекать же она будет через сточную канаву.
- Вот вам и ванная.

Может, эту же сточную канаву используют и по прямому назначению? Но санузел оказался раздельный. До туалета типа "ЭМ-ЖО" было недалеко - всего-то метров двести. Он стоял где-то на противоположном конце рыночной площади. Чтобы облегчить поиски, хозяйка обеспечила нас фонариком.

На следующий день с упорством, достойным лучшего применения, мы продолжали двигаться вперед, постепенно удаляясь от цивилизации. Полдня прошли в безуспешных попытках остановить хоть что-нибудь, кроме надоедливых автобусов. Максимум, чего удалось добиться, - застопить ...микроавтобус-такси.
- Во мейю цянь (нет денег), - все, что я смог сказать водителю, а национальный парк, к которому мы добирались, показал пальцем на карте.

Микроавтобус остановился на стоянке такси. Водитель денег от нас не ждал. Так мы по крайней мере, убедились, что в принципе в Китае автостоп возможен.

Национальный парк, до которого мы так долго и упорно добирались, оказался озером. Наверное, оно действительно прекрасно. Весной. Летом. Или осенью. Но никак не зимой, когда оно, скованное льдом и занесенное снегом, ничем не отличается от окружающих полей. И для того, чтобы в этом убедиться, мы потратили два дня.

На центральной площади - стоянка автобусов. 50 километров до Баодунга, которые мы "проехали автостопом" за два дня, автобус преодолел за полтора часа. И за все это удовольствие мы заплатили по 5 юаней! За что боролись?

Однако и после этого мы продолжали путешествовать по Китаю автостопом. Случайно встретившийся на нашем пути англоязычный китаец написал по моей просьбе на бумажке фразу "подвезите нас пожалуйста по пути, бесплатно". Вернее, это я его просил так написать. Что именно там было написано - неизвестно (бумага не сохранилась). Но действовала она замечательно! Конечно, не все подвозили. Но все, кто ее читал, радовались как дети малые. И автостоп стал если и не очень быстрым, то по крайней мере значительно более веселым занятием.

вики-код
помощь
Вики-код:

Дешёвый ✈️ по направлению Китай
сообщить модератору
    Наверх