Свердловская область

Irika 465
ZweZet 359
Lesik1 321
Были в Свердловской области?

В суровом краю

Эта заметка является частью дневника «Путешествие по хребту России»

"Юг любят за климат, за краски, за разнообразие.
Север любят просто так..."
Закончив осмотр и съемку всех мест вокруг да около перевала Дятлова, связанных с трагедией группы уральских туристов, на пятый день нашего похода мы решили пройти в сторону горы Отортен — той самой вершины, которую планировали покорить дятловцы, но... так и не смогли. Самые крепкие и сильные из нашей группы отправились на Отортен с ночевкой, а мы решили прогуляться до водопадов. Рвать жилы без всякой гарантии, что с вершины Отортена можно что-то снять (погода была пасмурная), мы не стали, да и темпы наши были гораздо ниже тренированных спортивных туристов, коих в нашей группе было около половины. Итак, после завтрака, вооружившись лишь фото-и видеотехникой, мы потихоньку поплелись вверх на уже очень хорошо знакомый нам перевал.

Автор: ZweZet

Люди из нашей группы, не раз бывавшие в этих местах, обещали нам 8 км курумника, так что особых иллюзий относительно дороги мы не питали. Курумники и правда покрывают большую часть склонов Северного Урала. Но по вершинам водораздела между Ауспией и Лозьвой идет накатанная джиперами и квадрациклами дорога. Идти по ней пешком можно лишь по обочине, хватаясь за кусты полярной ивы и прыгая по имеющимся вдоль дороги кочкам. Эта дорога, представляющая из себя просто полосу каши из грязи, становится посуше при подъеме на очередной холм, разделяющий сбегающие к Дозьве поперечные долины.

Наши туристы, отправившиеся на Отортен с ночевкой, уже давно нас обогнали, а мы тащились потихоньку, без конца останавливаясь для съемок и поедая бруснику и голубику, коими были обильно усыпаны спускающиеся к долине Лозьвы склоны.

Автор: ZweZet

Преодолев очередной, довольно крутой подъем, мы увидели застрявших в грязи коллег только на колесах. Буквально год назад мои юные родственники увлеклись автостопом и приохотили к этому меня. Путь до водопадов нам предстоял длинный, и мы попытались договориться с автотуристами о подбросе нас до водопадов. Такой своеобразный автостоп в глуши Северного Урала увенчался успехом и через полчаса мы уже обгоняли, вальяжно, как генсек с трибуны мавзолея, помахивая ручками, наших товарищей, шедших на Отортен. Места у наших новых знакомых было немного, но все-таки они запихали меня в УАЗ, мою дочку — в "Ниву", а нашего мужчину устроили на квдрацикле. По дороге мы, конечно, разговорились и узнали, что путешественники, подобравшие нас, из г.Озерска Челябинской области — того самого, где в 1957 г произошел взрыв на комбинате "Маяк". Они не первый год занимаются экстремальным автотуризмом и даже имеют свой сайт forum.ural4x4.ru/index.php Озерские экстремалы довезли нас до ущелья, где на небольшой быстрой речке, коих в этих краях множество, располагался каскад невысоких, но очень живописных водопадов. youtube.com/watch?v=Rzv8VFw97… [youtube]Rzv8VFw97vY[/youtube]
Мы проехали большую часть нашего пути на халяву, плодотворно пообщались и обрели новых друзей. Один из наших новых знакомых оказался профессиональным фотографом, у которого множество интересных работ fotokto.ru/id133548/photo

Автор: ZweZet

Тепло простившись с бравыми автопутешественниками, которые двинулись дальше — на Отортен и на Маньпупунер, мы спустились к цели нашего пути — водопадам в небольшом ущелье.

Автор: ZweZet

Сказать, что здесь красиво, это не сказать ничего. Над ущельем нависал то закрывающийся причудливой формы облаками, то открывающий освещенные солнцем зубцы вершины Отортен; вокруг чистейшего озерца сгрудились мрачные скалы; рядом с мощным снежником цвели какие-то желтые и фиолетовые цветы; из-под снежного козырька диковинной "архитектурной" формы вырывался на простор бурный ручей, разделяясь на несколько потоков. Сверху все это то освещалось ярким солнцем, то поливалось дождем. Из-за постоянной перемены погоды и освещения окружающая нас картина менялась каждые 5-10 минут.

Автор: ZweZet

Мы надолго задержались в этом красивейшем месте, не в силах оторвать взгляда и объектива фотоаппарата и видеокамеры от местных красот.

Автор: ZweZet

Обратно в наш лагерь пришлось возвращаться пешком. Автотуристы нам тоже попадались, но все следовали нам навстречу — в сторону Отортена и Маньпупунера. Северный Урал не давал нам расслабляться: то поливал дождем, то посыпал градом, то озарял предзакатным солнцем.

Автор: ZweZet

Как ни странно, в наш лагерь мы вернулись засветло. И там нас ждал сюрприз: к нам в гости пешком из ближайшей деревни (а это около 30 км) пришла мансийская семья. Ее глава — потомок манси Анямовых — тех, кто принимал участие в поисках не вернувшейся с похода группы Игоря Дятлова в 1959 г Он и его односельчане в 25 км от места нашей стоянки нашли некий предмет, похожий на ступень ракеты. Валерий Анямов и двое из нашей группы решили за сутки налегке дойти до этого предмета и хотя бы сфотографировать его. Бурные обсуждения у костра различных версий и случившегося на перевале Дятлова в ночь с 1 на 2 февраля 1959 г, и происхождения найденного охотниками манси предмета затянулось дотемна

Автор: ZweZet

А на другой день наступил мой 44-й личный Новый год. Я имела счастье родиться в лучшее время года — самое теплое почти в любом регионе Северного полушария, с обилием фруктов и овощей и, как правило, с отличной погодой. Хорошую, солнечную погоду решил мне преподнести в подарок и суровый Северный Урал.

Автор: ZweZet2

Автор: ZweZet

Я уже давно отмечаю дни рождения не дома и не за столом с оливье, а в различных больших и малых путешествиях и менять эту традицию в ближайшее время не собираюсь. Прошлый личный Новый год я отмечала в Воркуте, а нынешний — среди скальных останцев и горной тундры Северного Урала

Автор: ZweZet

И такое "застолье" из одной бутылки наливки и пакета ягод с остатками орехов на закуску гораздо лучше любого ресторанного обжорства. А орехов у нас почти не осталось потому, что один из участников нашей группы англичанин Keith вывихнул ногу на одном из курумников, и его решено было отправить домой. Для этого его подняли на перевал вместе с его вещами и палаткой, приставили к нему для помощи одного из участников нашей группы и озадачили его ловлей машины до цивилизации. Невезучий иностранец торчал там почти сутки, когда мы обнаружили его и его опекуна под останцем с мемориалом в честь погибших дятловцев

Мы отдали несчастному большой пакет орехов, оставив себе маленький, поутешали и поразвлекали его, как могли, и отправились на соседнюю с Холатчахлем вершину. Когда мы вечером вернулись в лагерь, Рашид, охранявший иностранного гостя от всяких превратностей судьбы, сообщил нам, что через полчаса после нашего теплого прощания с больным была поймана машина не до ближайшего города с железной дорогой (Ивделя), а до самого Екатеринбурга. Видимо, общение с начинающими автостопщиками принесло пострадавшему англичанину удачу. Как мы узнали позже, в больнице Екатеринбурга ему выправили колено, и он благополучно вернулся домой на туманный Альбион, пополнив список наших реально-виртуальных друзей. Из дальнейшей переписки по электронной почте выяснилось, что это очень грамотный человек, очень много знающий о неафишируемых страницах советской, российской, да и мировой истории. Его книгу о трагедии группы И.Дятлова нам будет очень интересно прочитать (книга выйдет в 2016 г)
Ну, а мы, отметив сразу два дня рождения (моя дочка родилась на 21 год и три дня после меня), простились с перевалом Дятлова и отправились в наш лагерь на последнюю ночевку в этом мрачном и таинственном месте.

Продолжение следует...

Дешёвый ✈️ по направлению Свердловская область
  • ivankutchin
    ivankutchin
    С нами с 18 сен 2011
    10 окт 2015, 10:31
    А что решили по поводу таинственного предмета, найденного манси в 25 км? Интересно же.
  • acvazul-V2010
    acvazul-V2010
    С нами с 28 ноя 2010
    10 окт 2015, 13:38
    Да. и мне интересно насчет предмета
  • ZweZet
    10 окт 2015, 15:46
    ivankutchinнаписал 10 октября в 10:31

Трое из нашей группы, в том числе и манси Валерий Анямов отправились пешком, чтобы сфотографировать данный предмет. Зимой охотники манси собираются вывезти его на снегоходе и доставить либо в краеведческий музей Ивделя, который сейчас на реконструкции, либо в Фонд памяти группы Игоря Дятлова в Екатеринбург.
  • ivankutchin

11 окт 2015, 20:51
    ivankutchinнаписал 10 октября в 16:56

А фото предмета есть?

Должно быть... Надо искать в Фонде памяти группы Игоря Дятлова vk.com/club50872220, а мне все некогда, — очень много висит монтажа по видео. Разгружусь хоть немного, — поищу.