Эльтон

Эльтон

LAT
  • 49.12939N, 46.84038E
  • Я здесь был
    Было: 10
    Хочу посетить
    372

    21 материал по 9 объектам,  467 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    Hanya 261
    TAY 57
    urik 25
     
    архитектура, памятники, парки, музеи, выставки, развлечения, другое
    • GPS
    • Россия, Россия Волгоградскиая область поселок Эльтон ул. Геологов, 56, Этнографический центр Алтын-Нур
    Фотографии
    Карта
    113 фото
    dots
    вики-код
    помощь
    Вики-код объекта:
    Советы и отзывы путешественников (5) помощь
    Hanya
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 19 июл 2009

    Музей «Алтын-Нур». Русский культурный центр. Ч.63

    Достопримечательности → архитектура, памятники, парки, музеи, выставки, развлечения, другое
    8 июня 2023 года||
    GPS
    |3 (1)| 12| 1227

    Этот совет является частью дневника «ПОКА НА МЕСТЕ НИЧТО НЕ ДЕРЖИТ, И НЕ НАСКУЧИЛ МИР ЭТОТ МНЕ…»

    5
    После посещения музея культуры и быта казахского народа в одной юрте (Музей "Алтын-Нур" Смагула Мунтаева, казаха из России.Ч.60, Музей «Алтын-Нур». Фотосессия в национальных нарядах. Ч.62), и обеда в другой (Музей «Алтын-Нур» и его восточный дастархан. Ч.61), мы знакомимся с музеем русской избы. Вслед за местным учителем-интеллигентом мы проходим внутрь дома, который Смагул срубил сам. Оказалось, что «мир не без добрых людей», военные с полигона Капустин Яр помогли со строительным материалом, техникой, и вот рядом с юртой появился и русский культурный центр.
    0

    Автор: Hanya


    Деревянное сооружение не сильно похоже на избу, больше напоминает какой-то сарай, но зато на его крыше видим символическое гнездо аиста, и понимаем, что это уже русская традиция. Аисты, будучи символами новой жизни, указывают на важность продолжения рода.
    1

    Автор: Hanya


    Слева и справа от двери можно увидеть разнообразные инструменты, так необходимые в хозяйстве.
    0

    Автор: Hanya


    0

    Автор: Hanya


    Мы еще не вошли в дом, а Смагул информирует нас, насколько важно правильно расположить вход в него. Оказалось, что наши пращуры, строя дом, вход в него располагали отнюдь не на востоке, а на юге. Всем 4 сторонам света наши предки дали определение, и восток – это восход солнца, рождения дня. С него начинается и наша жизнь после рождения. Сознательная взрослая наша жизнь (детство, юность, зрелость) обращена на юг, а к старости смотрит уже на запад. А когда солнышко зайдет за горизонт, то наступает смерть. И это север, именно поэтому наши прадеды северную стену дома делали глухой, чтобы ненароком не «позвать смерть в гости». А чтобы в дом пришла жизнь, ей открывают восток (рождение) или юг (детство, юность, зрелость), откуда идет тепло. Да и печку всегда делали с северной стороны, где нет окон и дверей, чтобы уберечься от негатива и предотвратить холод и смерть.
    2

    Автор: Hanya


    Печь обустраивать приглашали специально обученного человека, а помогали ему всей семьей с песнями. Так рождался семейный очаг, и после того, как печь была готова, то устраивали заСТОЛье. Стол, по русскому обычаю, считался «Божьей ладонью», за ним было нельзя сквернословить, бить по столу кулаком или ладонью. Даже садиться спиной к столу было не принято. К сожалению, говорит Смагул, западные ценности привнесли нам манеру задирать ноги на стол, танцевать на нем. И с его точки зрения, все эти признаки дикого запада были свойственны ковбоям, людям без роду и племени. Русский человек никогда-бы так не сделал, потому что для него стол – это престол, как в церкви.
    1

    Автор: Hanya


    За столом можно было сидеть либо на подвижной скамье, либо на лавке, которую насмерть вмонтировали в тело избы, замуровывая в паз широкую доску в стенку между вторым и третьим бревном. Интересно и то, что на лавке сидели мужчины, а женщины сидели только на скамье. И это не было никаким унижением, потому что женщина, как хозяйка, могла встать и отодвинуть скамью, чтобы пойти к печи и принести оттуда еду. Русскому мужику заглядывать в печь было нельзя, это считалось для него позором.
    3

    Автор: Hanya


    Еще оказывается, если мужчина сидел на лавке, то он опирался на стенку, которая служила опорой всей избы, а для жены, сидящей на скамье без опоры, ею был муж.

    Ложки на столе традиционно лежали выемкой книзу и переворачивались только перед трапезой. Выемкой кверху ложки на столе лежат только на похоронах и поминках. Мы слушаем Смагула с восторгом и сожалением, что не знаем своих корней и традиций. И он задает нам вопрос, откуда пошла эта традиция перевертывать ложку после трапезы. Оказалось, что все просто и логично, потому что полы в домах были земляные или глиняные, и пыль могла бы оседать на выемке. У каждого была своя персональная ложка, а трапезу начинал старший в семье, и пока он не начал есть, все сидели и ждали его. Скажем, дедушка заходил в дом, мыл руки, вытирал их утиркой (полотенец тогда не было), молился и только потом все приступали к трапезе. Интересно, что у старейшего в роду и ложка была самая большая, и если кто-то нарушал порядок, то он огребал по лбу этой ложкой. Я росла в городе, без бабушек и дедушек, и эту науку постигала уже в замужестве в деревне у бабушки мужа.
    0

    Автор: Hanya


    Боковые стены вдоль стола украшены красивыми полотенцами с вышивкой. Первое, что нам приходит в голову, что это рушники, но Смагул поправляет нас – на Руси такие полотенца называли накрючниками, и использовались они для украшения избы по праздничным дням и в дни совершения обрядовых действий. «Накрючник изготавливался из белого тонкого домашнего холста, отделывался на концах вышивкой, ткаными узорами, лентами, кружевом, блёстками. Его вывешивали на крюк на стене, отсюда и название». К слову сказать, узоры тоже легко считывались нашими предками.
    3

    Автор: Hanya


    В избе собрано много утвари, характерной для старинной русской избы. И среди них горшки, утюги и даже экзотические приспособления для глажки (рубель) и для стирки (валек). И тот и другой я видела в деревне у бабушки мужа.
    0

    Автор: Hanya


    Каждое свободное местечко в избе чем-то занято, например, здесь столб украшен самодельными игрушками.
    0

    Автор: Hanya


    Здесь же имеются прялки и приспособления для сбивания масла.
    0

    Автор: Hanya


    Чтобы человеку сопутствовала удача, при выходе из дома, нужно было прочесть молитву.
    0

    Автор: Hanya


    У входа замечательное резное зеркало, которое состоит из двух частей. Маленькое сверху – это для Бога, а нижнее для человека.
    Из интернета
    2

    Автор: Hanya

    Из интернета


    Витиеватая резьба тоже имела свой сакральный смысл, и содержала определенную информацию, которая была понятна нашим предкам.
    1

    Автор: Hanya


    Чтобы экскурсантам было понятно, в чем ходили наши предки, Смагул выставил плетеные лапти. Их он собирает, а отдельные экземпляры ему даже присылают.
    0

    Автор: Hanya


    Есть здесь и детская люлька. Оказалось, что и в русской традиции было стелить солому, золу или мох под люльку, чтобы через отверстие туда стекала детская моча, и в избе не пахло. Мама не каждые пять минут могла подходить к ребенку, у нее было полно дел в огороде или со скотиной. Так выходили из положения наши предки.
    1

    Автор: Hanya


    И образцы нарядов женской одежды.
    0

    Автор: Hanya


    В красном углу иконки, а рядом семейные фотографии.
    2

    Автор: Hanya


    Не поленился Смагул сделать небольшой макет русской деревеньки, чтобы и детям и взрослым было понятно, как и чем жили их предки.
    1

    Автор: Hanya


    Есть здесь и много лечебных трав и уж, кончено пучки зерновых культур. А еще есть веник-голик, которым хозяйки мели пол «от образов до порога», а мусор бросали в печь, следуя традиции «сор из избы не выносить».
    0

    Автор: Hanya


    Очень ценно то, что в музее разрешается трогать любой экспонат, пощупать его и подержать в руках.
    1

    Автор: Hanya


    В заключение еще раз хочу поделиться тем, как спокойно и размерено говорит Смагул, как уважительно он относится к двум культурам, в которых он и «свой среди чужих и чужой среди своих». Думаю, что такое его отношение к чужой культуре полностью характеризуется его же словами: «Хотя у нас разная внешность — разрез глаз, к примеру, но Всевышний, создавая нас, хотел, чтоб мы жили без войн, вражды, кровопролитий». И как актуальны эти слова, особенно сегодня.
    Из интернета
    0

    Автор: Hanya

    Из интернета


    Мы делаем перерыв и выходим во двор, в котором обнаруживаем огромные аммониты юрского периода.
    1

    Автор: Hanya

    .
    1

    Автор: Hanya


    А еще спелые груши на дереве.
    0

    Автор: Hanya


    И желтые дыни-эфиопки на земле.
    0

    Автор: Hanya


    Программа экскурсии включает также посещение небольшого краеведческого музея, также созданного Смагулом и действующего здесь же, в его дворе — Музей «Алтын-Нур».История страны,войны,письма с фронта. Ч64.

    Продолжение следует...
    • Адрес:

      Россия
      Волгоградскиая область
      поселок Эльтон
      ул. Геологов, 56,
      Этнографический центр Алтын-Нур

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    27 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Эльтон
    сообщить модератору
    • iralda
      помощь
      iralda
      в друзья
      в контакты
      С нами с 30 окт 2010
      8 июн 2023, 23:20
      удалить
      Сколько мудрости можно услышать и увидеть. Танюша, замечательный рассказ!
    • Hanya
      помощь
      Hanya
      в друзья
      в контакты
      С нами с 19 июл 2009
      9 июн 2023, 10:57
      удалить
      Кто-то в интернете не очень положительно отзывался об этом музее. Я же слушала с интересом к традициям, своим и чужим и даже записала рассказ на телефон частично. Какой молодец этот Смагул! Всем бы такой пример брать!
    • iralda
      помощь
      iralda
      в друзья
      в контакты
      С нами с 30 окт 2010
      9 июн 2023, 19:48
      удалить
      Согласна!
    Наверх