Море внутри: как я была матросом на настоящем паруснике

58948 материалов по 43 079 объектам,  1 774 148 фотографий

Море внутри: как я была матросом на настоящем паруснике

19 сентября 2014 года||15 (10)| 25| 265623

С некоторых пор я только и делаю, что читаю книги о морских путешествиях, не могу равнодушно смотреть на парусники и как-то странно улыбаюсь, когда кто-то жалуется, что его укачивает в транспорте. А все почему – потому что я недавно вернулась с очередного путешествия: я пошла в матросы на фрегат «Штандарт». Это точная копия первого боевого корабля Балтийского флота 1703-го года, построенного при участии Петра Первого. Парусник настоящий и матросская жизнь на нем самая настоящая, хотя на борт принимают и новичков, таких, как я. Зимой мы прошли путь от Португалии до Марокко и Канарских островов. Летом я снова оказалась на корабле и путешествовала по Европе (свежие заметки с борта можно почитать в ЖЖ, адрес есть где-то в профиле), но первые, зимние впечатления навсегда останутся самыми яркими. Матрос из меня как был, так и остался никуда не годным, но море...море прочно обосновалось где-то внутри.

Во время первого путешествия я время от времени делала записи, теперь я жалею, что не писала каждый день. Сейчас попробую собрать их в одном посте, добавив комментарии.

Автор: neElena

8 декабря 2013. Копенгаген.

Ассоль взяла дело в свои руки! "Самый жалкий из всех пиратов" идет в море на фрегате "Штандарт", так что буду не скоро, звонить бесполезно, на Новый год буду болтаться где-то в районе Канарских островов, главное — рано утром добраться отсюда, из Копенгагена, до Португалии и запрыгнуть на борт уходящего парусника. Карамба, какой он все-таки красивый!

Да! Я узнала его сразу, как только вышла из электрички. Увидела развевающийся флаг и высокие мачты и побежала к нему через весь городок Кашкайш, обгоняя неторопливых туристов, а в голове звучала музыка из «Пиратов Карибского моря». Ведь вместо того, чтобы заранее как следует выучить такелаж и подготовиться к плаванию, я пересмотрела все серии этого фильма!

Автор: neElena

10 декабря 2013. Португалия.
    А пират из меня пока действительно никудышный :) Запомнить, что куда надо тянуть и куда бежать я еще не в состоянии, но кое-чему все-таки научилась. Например, держать курс с помощью звезды Сириус, правило 080, а еще, когда не знаешь что делать, можно бухтовать снасти, то бишь укладывать их красивыми колечками. Ах да, я была наверху, это не страшно, пока ты стоишь в порту, а во время качки, когда нужно еще работать с парусами — полная карамба. Впрочем, позовут еще — полезу :) Зашли в португальский городок Портиман, тут есть великая радость — душ и интернет! :) Завтра выходим в сторону Касабланки. В команде ходят разговоры о местных ядовитых мухах, но на месте разберемся, главное — нарвать знаменитых мандаринов :)

На борту нет пассажиров: каждый матрос стоит у штурвала, работает с парусами, залезает на мачты, если это необходимо. Меня определили в вахту бизани, она считается самой простой, потому что режим дня приближен к обычному, сухопутному. Мне нужно было находиться на палубе с 8 утра и до 12 дня, а затем – с 8 вечера и до полуночи.

Автор: neElena

15 декабря 2013. Марокко.
    О ней.
    А для тех, кто идеализирует путешествие под парусами, я расскажу такую историю. Темной-темной ночью выходим мы из уютного Портимао и берем курс на Марокко. Волны бушуют: красота, стихия! И тут приходит она: морская болезнь. От нее не спасают ни таблетки, ни взгляд на горизонт. Весь день лежишь без сил на палубе, потому что до койки не доползти, она ведь внизу, а там запахи, а здесь хотя бы воздух. К тому же и кровати-то больше нет: ночью ее залило водой. В темноте до последнего отказываешься это признать и вжимаешься в сухой кусочек простыни под угрожающее «кап-кап» с потолка. На следующий день может полегчать, и тогда добрые Флоран и Маргарита приносят в корзинке фрукты и укрывают пледом. Потом еще долго спишь и, наконец, выздоравливаешь. В моем случае исцеление совпало с приходом в порт.
    Возможно, кто-то сочтет морскую болезнь предметом недостойным столь длинного описания, но, во-первых, у меня с ней давние счеты. А во-вторых, для счастья, оказывается, нужно очень немного: чтобы обед оставался там, куда ты его надежно спрятал.
    И да, вот оно, вознаграждение: теплые лучи африканского солнца. По иронии судьбы, город называется Мохамедия, что почти созвучно с вышеупомянутыми марокканскими мухами.

Впоследствии, даже во время шторма, я уже не позволяла морской болезни проделать со мной то же самое. Я поняла, как важен здесь психологический настрой. Например, если друг попросил принести ему кофе, пока он стоит у штурвала, а внизу, на камбузе, тебя одолели духота и запахи, то можно лечь и сдаться. А можно – собраться и сделать, а потом пронести кофе по палубе, не расплескав, несмотря на сильнейшую качку.

Автор: neElena

19 декабря 2013. Марокко.

Если уж говорить честно, я никогда не мечтала о морских путешествиях и ничего не знаю о парусниках. Я в принципе не в состоянии жить по расписанию и четко следовать чьим-то указаниям. Меня не укачивает разве что в лифте. И пока довольная Лена на фотографии карабкалась по вантам, в реальности я не понимала, что и зачем я тут делаю. Только знала, что нужно подождать. И вот спустя неделю… я вдруг поняла, что со мной прямо сейчас происходит что-то такое, о чем я потом буду взахлеб рассказывать внукам. Что я на паруснике, да еще и на таком. Мы поднимаем якорь вручную, как несколько веков назад, мы тянем снасти и воздух наполняет паруса! Какой воздух в море! У всех начальники, а у меня – Капитан, настоящий. Мне стало легко и радостно просыпаться по утрам, я называю компас компАсом и завязываю шнурки двойным рифовым.
    Правда, мой гуманитарный мозг все еще не может победить такелаж. Но. Я нарисовала себе гигантскую шпаргалку. Теперь, когда звучит какая-нибудь команда и на палубе все начинают носиться туда-сюда, я могу вытащить ее из кармана, развернуть и определить направление, куда бежать. Бегаю я с энтузиазмом, хоть и не всегда в нужную сторону. Думаю, после очередной глупости с моей стороны капитан высадит «медиа-крю» на необитаемый остров, буду вести репортажи оттуда и ловить морских черепах, чтобы выбраться.

Автор: neElena

22 декабря 2013 . Лансароте, Канарские острова.

Сидим в канарском кафе "Эль помидорка", кругом настоящая испанская речь, а это же мед для ушей, и музыка, музыка, и так хорошо, земля и мягкое вечернее тепло после пережитого девятибального шторма. Еще утром, чтобы сварить кофе, я привязывала кастрюлю к плите, а теперь вот он передо мной с молоком и он никуда не ползет! :) От счастья дрожат пальцы и нет сил писать что-то самой, поэтому ретранслирую сообщение от капитана.
    «Успешно! дошли! до Канар!
    Можно считать, что «Вылазка в Океан» состоялась!
    Выходили из Эс Суэйры (бухта называлась Тимбукту, как выяснилось) на 16 часов раньше, чем хотелось: ветер усилился до 7-8 баллов, и якорь (даже оба якоря) на песчаном грунте держали плохо.
    По прогнозу, в море было 8 баллов, эпизодически 9. Что и подтвердилось.
    Теперь можно сказать, что Штандарт прошел Атлантический Шторм.
    Временами было страшновато, но кораблик и экипаж справились на отлично.
    Сейчас Штандарт ошвартован в марине Puerto Calero (остров Лансароте).
    Завтра открыты для публики с 11 до 18 часов, во вторник — с 11 до 15»

По словам капитана, такой шторм на этом корабле он видел впервые. Но начало этого перехода осталось для меня одним из самых приятных воспоминаний. Мы лежали на палубе, уцепившись ногами за какие-то канаты, смотрели на звезды, которые почему-то было видно, и разговаривали.

28 декабря 2014. Тенерифе

Нет, ну, конечно, есть киты и море, паруса и новые земли, но люди, которые собираются на борту — это что-то особенное. А экипаж постоянно меняется, и к этому надо привыкать: сегодня после полудня я уже не увижу, наверное, трети этих лиц и буду знакомиться с новыми. Вот сидишь с кем-то в шторм, рассматриваешь созвездия (да, их было видно), чистишь зубы в унисон, ну или изображаешь, как "пули свистят по степи", чтобы поняли смысл русской песни, и еще миллионы мелочей, и тут — "бац-и вторая смена". И как будто маленькие частички тебя расползаются в разные стороны света.

О людях на корабле можно рассказывать бесконечно. Это и панк британец Лайви, и всеобщий любимец француз Антони и еще десятки людей, каждый из которых — сокровище.
    На следующее утро для меня все изменилось — пришли новые ребята. Я сама была новичком, но они знали еще меньше, поэтому во многих ситуациях я уже не могла переложить ответственность на кого-то еще. Пришлось взрослеть.

3 января 2014. Ла Гомера

В моей личной системе координат я бы отмечала Новый год первого января. Тем более, что раз за разом он получается все чудесней. В этом году, например, я обменяла утренний сон на прогулку по улицам канарского городка (название забыла), окруженного зелеными холмами. Это на острове Ла Гомера. Канарцы подшучивают над ла-гомерцами и говорят, что этот остров был создан лишь для того, чтобы с него любоваться вулканом Тейде, что на соседнем Тенерифе. Происходит это примерно так: идешь из порта через арку в скале и тут на тебя без предупреждения наваливается Красота: заснеженная вершина плывет над облаками. А под ногами — прибой. И тут заботливые канарцы поставили скамеечки, потому что даже моё закаленное Новой Зеландией восприятие этого не выдерживает.
    Еще первого января можно пить кофе на зеленой траве, или кататься на тележках от супермаркета и приехать на ней в толпу канарцев, поющих под гитару и приветствующих тебя на финише.
    Отдельно на радость танцорам напишу, что в новогоднюю ночь местные утроили латино-дискотеку под открытым небом с живой музыкой, а это мечта, да. А еще, возвращаясь к извечной теме моего познания такелажа, в Новом году я впервые, услышав команду, прибежала в правильное место и уверенно схватила нужную снасть. Это были брасы грот-марселя :)

6 января 2014. Тенерифе.

"Нужно доверять кораблю и людям, которые его построили" — только после этих слов удалось разжать руки, прижаться животом к теплому дереву и начать, например, прикреплять парус...

На самом деле я провела в тот день наверху около трех часов, два из которых я паниковала и кричала, что сейчас упаду. Просто сидеть на мачте – не страшно, самое интересное начинается, когда нужно отпустить руки и начать ими что-то делать, потому что пальцы цепляются намертво.

Автор: neElena

9 января 2014. Где-то в океане между островами.

Я сейчас расскажу очередную историю, которая кому-то покажется совсем дурацкой, но вот что приключилось сегодня утром в океане. Ночью перед рассветом меня разбудили криками «Лена, пошли на палубу водить хороводы, мы включили гирлянду на елке!». На это я не поддалась, но сон уже не шел. И тогда я взяла завтрак на палубу и села караулить восход. Впервые в этом плавании. В небе все уже было готово: тучки розовели, небо светлело. Мне очень хотелось поймать тот самый первый момент, когда солнце покажется над горизонтом. И вот, хотя злые языки предсказывали, что я моргну и все пропущу – я его увидела! Мне всегда казалось, что это происходит постепенно: медленно покажется светящийся край и так далее, но нет! Эта первая самая важная секунда существует! Как будто на горизонте кто-то резко включает яркую лампочку и в глаза бьет первый луч... :)

Автор: neElena

17 января 2014. Самолет Гран-Канария — Тромсё.

Еду домой. Больше месяца я была «часть команды, часть корабля». Теперь я знаю чудесные слова «абгалдырь» и «вымбовка», могу спать в любом положении, готовить обед на 25 человек, брать на себя ответственность, быть частью целого, побеждать морскую болезнь стихами Гумилева и силой мысли, одерживать и выбирать, брасопить и топинантить, травить и абгалдырить (последнее — в теории).
    Но это все не так важно по сравнению с тем чувством, что внутри меня теперь живет море. Я еще помню, как оно шумит, и могу включать его у себя в голове, закрывать глаза в самолете и слушать ... Оно сильное, глубокое и радостное, и больше я не могу никак это описать, оно просто внутри и всё.
    Еще там теперь есть кораблик. Я вообще-то не очень сентиментальна, но как же больно он шевелился внутри, когда самолет взлетел над океаном и я наивно высматривала внизу знакомые паруса …
    Поскольку уезжать пришлось ночью, я так ни разу и не увидела корабль со стороны: как он поднимает паруса и удаляется от берега. Но может оно и к лучшему: опытные люди говорят, что проще уйти самому. Отпускать его в море — невыносимо, особенно если своими руками отдаешь швартов… Так что лучше я его где-нибудь когда-нибудь встречу :)

Автор: neElena

P.S. У кораблика есть свой сайт, где можно узнать о нем побольше или тоже записаться в матросы: shtandart.ru

Дешёвый ✈️ по направлению Европа
      21 сен 2014, 18:22
      Сама чуть не расплакалась:)) Прощаться не хотелось!
      Вот интересно — смогла бы я так?:)) Думаю, все-таки нет:)
      21 сен 2014, 20:03
      Norisfoxнаписала 22 сентября в 02:22

Сама чуть не расплакалась:)) Прощаться не хотелось!
      Вот интересно — смогла бы я так?:)) Думаю, все-таки нет:)

Конечно же смогли бы:)
    • ivankutchin
      ivankutchin
      С нами с 18 сен 2011
      21 сен 2014, 21:29
      Отличное приключение! Я морской болезни за собой не замечал, но, признаться, высоты боюсь, на мачту ни за что бы не полез :)
      21 сен 2014, 21:44
      ivankutchinнаписал 22 сентября в 05:29

Были у нас такие :) Несколько раз залезли наверх и отучились бояться :))
    • lemal
      С нами с 10 авг 2012
      22 сен 2014, 21:41
      Знакомый парусник!
      Молодец! Спасибо за рассказ :)
    • maya
      maya
      С нами с 2 апр 2010
    • 1499Sergey
      1499Sergey
      С нами с 5 мар 2012
      23 сен 2014, 15:35
      Да, путешествие на всю жизнь.
    • Daretta
      Daretta
      С нами с 26 ноя 2013
      25 сен 2014, 07:27
      Вот это да... А вы в волонтеры получается записывались...? Или как? Я уже как-то читала про "кораблик" этот, что там или волонтером записываешься и сначала проходишь курс на суше и всячески помогаешь кораблю)) а потом они уже рассматривают кандидатуру твою. А еще можно просто заплатить и отправится в плавание...

А вы не хотите свои путешествия и свежие заметки с борта и здесь на турбине опубликовать, уж больно интересно...
      25 сен 2014, 10:48
      Darettaнаписала 25 сентября в 15:27

Да, я записывалась в волонтеры. Меня взяли сразу, но это скорее исключение. Обычно, как вы и пишете, человек сначала должен помочь кораблю: поработать в доке на ремонте, например. Те, у кого нет на это времени или желания, могут просто заплатить деньги.

До свежих заметок, надеюсь, руки дойдут и перенесу их сюда. Просто очень много разных историй скопилось, и не только с корабля, хочется ими поделиться)
    • ArkadiyGab
      ArkadiyGab
      С нами с 21 июл 2014
      25 сен 2014, 23:13
      какая отважная Вы женщина!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
      26 сен 2014, 00:42
      ArkadiyGabнаписал 26 сентября в 07:13

какая отважная Вы женщина!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

если бы...
    • ArkadiyGab
      ArkadiyGab
      С нами с 21 июл 2014
      26 сен 2014, 00:48
      neElena 26 сентября в 00:42

если бы...

Да ладно!Я вот тут посмотрел на список друзей в телефоне, и что-то не нашел никого, кто бы на такое решился. Вы молодец!! И нечего скромничать :)))))
      26 сен 2014, 01:02
      Зато я часто не решаюсь на кучу гораздо более простых вещей. Но все равно спасибо, пойду найду скачущего коня и подожгу избу)
    • geogabr
      geogabr
      С нами с 9 мар 2014
      5 окт 2014, 20:07
      Спасибо за репортаж. Осталось уговорить жену. :))) Хотя нет, не так. Осталось послать ей ссылку на эту страничку и на сайт Штандарта. :)))