Гагрский район

16 сентября 2012 года||
GPS
|1 (1)| 15| 81904

Это был мой второй приезд в Апсны — страну души. В первый раз я оставил частичку своей души где-то на озере Рица и пообещал себе, что приеду сюда во второй раз и обязательно искупаюсь в этом удивительном месте.

На нашем месте мог оказаться кто угодно, но мы не кто угодно! Мы решили съездить в Абхазию компанией трех старых друзей, знавших друг друга с первого класса, сидевших за соседними партами и живущих в соседних домах в Питере. Повод — окончание учебы в универах. Четвертый наш кореш в это время вернулся из Лазаревского со своей девушкой. Мы очень долго смеялись над ним, когда проезжали Лазаревское на поезде, разглядывая местные пляжи из окна поезда, который ехал только что не по головам отдыхающих. Я уже знал, что везу друзей в место, по красоте с которым все побережье Черного моря просто меркнет.
Первый мой приезд сюда длился 18 дней, за которые я много что увидел, но запомнил лишь некоторые отрывки, отпечатавшиеся в моей памяти до следующего раза. Тогда мне было 15 лет, но все следующие 7 лет мне периодически снилось озеро Рица, склоны главного Абхазского хребта, Агепста, Пшегишхва, густые леса горного побережья, реликтовые сосны пляжа Пицунды. Само озеро Рица тогда я видел урывками из нашего УАЗика, но в вечернем закате оно запомнилось мне так сильно, что желание вернуться сюда снова перебороло все препятствия и за 7 лет ни разу не исчезло.

Местом дислокации выбрали Гагру, так как и я и мои знакомые, которые уже сюда ездили, имели много контактов для того чтобы заказать жилье. Выбрали домик заранее, где останавливалась в прошлом году моя сестра. Гостеприимная хозяйка выдала нам большую комнату с видом на море и в придачу личного водителя на единственном, внимание!!! БЬЮИКЕ!!! в Абхазии. Водителя звали Вазген, но для всех просто Вася. Единственный недостаток внедорожного Бьюика — низкая проходимость. Там, где Козелки проскакивали на раз-два, Бьюик бы не проехал, однако это нас естественно не останавливало ни разу.
На этот раз мы приехали всего на 11 дней, однако впечатлений от более вольготного отдыха, чем в детстве, в компании чекнутых на всю голову в плохом естественно смысле людей осталось гораздо больше. Вели себя в рамках приличия, настолько, насколько возможно, издевались друг над другом весь период нашего совместного пребывания, не давали спать по ночам. На третий день отравились все вместе, что послужило еще на несколько дней вперед поводом для издевок. В общем, типичные дружеское времяпрепровождение..=)

толи M&Ms толи МастерКард

Автор: Rocketman

Наш домик располагался уже на подъеме, минутах в 10 от пляжа, но не высоко, как некоторые любят. Поэтому я сразу же поперся наверх, как только появилась возможность. Сходил на разведку, чтобы вспомнить, как идти на первую смотровую площадку. На нее мы и пошли уже вместе с Коляном, когда немного отошли от отравления. Третий — Аркадий, еще лежал в койке без желания идти дальше уборной. Это был солнечный вечер после двух дней пасмурной погоды, которая была как раз кстати нашему кишечному казусу. По дороге на смотровую за нами увязалась группа туристов, которая не знала дороги. Я прикинулся бывалым и предложил идти с нами, т.к. на память помнил путь. В моей памяти остался даже вкус инжира и мандаринового сока, которые мне довелось попробовать за семь лет до этого именно по дороге на смотровую. Местные жители, живущие на склонах гор очень гостеприимные и готовы напоить вас чачей, соком и прочими продуктами собственного производства, пока вы движетесь наверх. К слову, местных жителей, которые живут здесь, по пути на смотровую не так уж и много. Здесь уже достаточно высоко и далеко до города. Пешком пожилые люди не ходят, но к ним приезжают родственники из города на машинах. "Снизу" — так говорят они.
второй уровень автодороги

Автор: Rocketman

Эвкалипты по пути на смот

Эвкалипты по пути на смотровую

одевайте нормальную обувь

Автор: Rocketman

одевайте нормальную обувь! такая глинистая почва после дождей может оказаться препятствием для людей, идущих в шлепках

Еще полчаса подъема через эвкалиптовый лес и мы пришли на смотровую. Некоторым попутчикам и этот легкий по моим меркам подъем дался тяжело. Просто не нужно во въетнамках в горы ходить!
Я ожидал увидеть здесь большое кафе, которое также хорошо запомнилось мне. Но присутствовавший здесь экскурсовод с группой сказал, что его сожгли местные "недоброжелатели" пару лет назад. Конечно, такое козырное место. Пара микроавтобусов привезла сюда туристов на экскурсию "Вечерняя Гагра". Ее вы можете заказать внизу, в городе. Точки продаж — столики с листовками есть на главной улице города каждые 50 метров.
смотровая

Автор: Rocketman

Практически все туристы из России. Разговорились с одним мужиком за какую-то тему. Он приехал сюда на своей машине один из Салехарда! Говорит 5 дней ехал, спав по несколько часов. Настоящий Салехардкорщик.
Очень нам хотелось подняться еще выше смотровой прямо по склону, и наши попутчики тоже хотели, но это вышло бы долго по времени, а мы итак уже рисковали вернуться затемно домой.
Оставалось любоваться видами на море и горы в вечернем закате. К слову, здесь вид самый шикарный. Космос..

такие виды

море в вечернем закате

хотим наверх

новая Гагра

Автор: Rocketman

Пора вниз. Решили идти дорогой проще — по асфальту. Я помнил, что в прошлый приезд где-то здесь росла шелковица. Удивительно сладкие ягоды, похожие на черную ежевику или малину. Я даже нашел то самое дерево, где она росла. Однако местный житель сказал, что она уже отошла. Август на дворе, а тогда был июнь. Наши попутчики отлепились от нас около греческого кладбища. Кладбище в горах — это так по гречески! Мы отказались идти с ними, ни я ни Колян не видели интереса к кладбищам любого рода.

Через некоторое время вышли на перемычку. Тропа соединяла второй и третий уровень автодороги и проходила через сосновый лес. В вечерних сумерках спускаться здесь было особенно весело. Смотри под ноги! Пару раз мы чуть не навернулись, т.к. решили форсировать этот отрезок быстрее обычного шага, т.е. бегом. Затормозили у большого валуна, решили сфоткаться. Перемычка соединяла дороги ровно в том месте, где улица, на которой мы жили выходила на второй уровень автодороги. Поэтому мы очень быстро вернулись домой, встретив по дороге наших соседок с детьми.
спуск по перемычке

камень

мост над ущельем

Автор: Rocketman

Пляж море море еда солнце пляж море соль дельфины отдыхающие — это все нам быстро надоело. Позвонили Вазгену, хотим на пару дней поход в горы! Вазген приехал уже через час к нам на пляж, чтобы обсудить план действий. Выезд назначили уже на следующий день. Вечером заехали к нему домой приготовить еду, шашлыки в том числе, овощи, фрукты, которые купили у его знакомых прямо у них дома, где они их фасовали перед продажей.
Утром рано он заехал за нами, в магазине купили все остальное. Бьюик помчал нас в ущелье, которые ведет на Рицу, а дальше к нашему пункту назначения. Мы предварительно согласовали, что поедем на Ауадхару, практически к границе с Россией. но дальше чем сами знаменитые источники минеральной воды "Ауадхара". В бардачке у Вазгена я нашел диск саундтреками к знаменитым боевикам. Ехали с ветерком между горными хребтами под мелькающим то и дело утренним Солнцем по музыку из "Миссия не выполнима" и прочих фильмов детства. Этот факт смешил нас всю дорогу, т.к. к высокоинтеллектуальным американским фильмам мы относимся очень не однозначно, особенно к Тому Крузу. По пути нигде не останавливались, т.к. ехать нужно было достаточно долго, и программу по осмотру достопримечательностей оставили на завтра.
по пути в горы

в близи Ауадхары

Приехали на Ауадхару. Здесь много пастушьих времянок. Некоторые из них заняты, некоторые растасканы на дрова. В общем остановиться решили в одной из них, вблизи горной речки, вытекающий из горного озера Мзы. Для обустройства лагеря пришлось перетащить часть строительных материалов из соседней времянки. Жилье готово — пора наконец-то поесть. Времени уже было за полдень. Достали все что есть, развели костер, приготовили шашлык. Устроили мега-пикник с историями про жизнь. Как живется абхазам в Абхазии, как русским в России. Пришли к общему мнению, что не просто. Просто удивительно..
Я решил не отдыхать, а пойти на разведку дальше по дороге к месту, к которому привозят туристов, и куда дальше машины не едут. Раньше здесь был мост, но его смыло видимо в один из паводков. Здесь удивительно красиво, в какую сторону не посмотри. Хочется разорваться на все четыре стороны и подняться на каждую из вершин. Однако в планы наши это не входило, мы к этому и не готовились совсем. Но один хребет я все же облюбовал и решил попробовать подняться. Тропа от дороги вела через лес в гору, из чего я сделал вывод. что это вполне реально. Разведав этот путь, вернулся в лагерь, чтобы предложить друзьям сходить наверх. Колян согласился, а вот Аркадий уже изрядно наподдал чачи и вынужден был отказаться.

путь назад есть

Автор: Rocketman

Уже знакомая тропа забирала круто вверх через древний лес, восхищая нас и будоража фантазию. На стволах некоторых деревьев были вырезаны надписи, судя по которым было ясно, что оставили их еще в начале ХХ века. Наша авантюра подогревала азарт тем, что мы в принципе не знали куда идти. Мы просто карабкались наверх по поваленным гигантским деревьям, где-то цеплялись за корни, было не легко и понятно, что тропа это не особо хоженая. Скорее охотнячая. Ни о каких маркировках в Абхазии речи не идет и наверно не будет еще долгое время. После часа подъема вышли на склон, заросший какими-то растениями высотой с нас самих. Никакой тропы уже не было в помине, а вершины хребта виднелись еще очень далеко. Прикинув время и перспективы, от этой идеи решили отказаться, иначе неизвестно чем это могло закончиться.

есть путь вперед

Автор: Rocketman

На спуске вниз начали слышать выстрелы. Хм.. рядом граница, может учения? В горах эхо разносит такие громкие звуки на далекие километры, поэтому не понятно близко или далеко стреляют, по этому особого значения мы это не придали. Спускались намного быстрее, и уже подходя к границе леса, наткнулись на двоих ребят лет 25. Они стояли с ружьями и смотрели на нас вытаращенными глазами, будто снежных людей увидели.
-Вы не заблудились? Спросили они.
-Да нет, мы просто гуляем, думали на верх подняться!
Ответ у них просто застрял в горле, но стало понятно, что это они стреляли, причем в нашу сторону. Когда мы спускались звук выстрелов, хоть и не частый, но нарастал. Вот так мы успели побывать живыми мишенями, повезло — не стали добычей.
река из озера Мзы

Автор: Rocketman

Двинули к размытому мосту. Всех туристов уже увезли, время к вечеру шло. Форсировали реку. Походили по холмам. Прикинули, сколько по времени уйдет на восхождение, даже если рано утром выходить. Сложно, мы к такому не были готовы, да и уезжать планировали уже утром. Желание искупаться в горной реке нарастало, и, выбрав удобное для этого место, я таки сделал это! Тут откуда ни возьмись прибежал молодой пацан с криками
-Эй, нельзя тут купаться! Ты что?".
-Это еще почему?- спросил я.
-Здесь женщины!
-Какие нафиг женщины? Вокруг никого кроме нас и коров местных!
-Нельзя!
-Да я уже искупался!
Через пару минут из какой-то кабинки, толи душевой, толи туалета вышла русская женщина с маленьким ребенком, однако я так и не понял, как это влияет на возможность купаться в реке. Даже аргумент холодной воды был бы убедительнее.
туризм как он есть

здесь решил искупаться

Автор: Rocketman

Темнело. Через некоторое время хождений по окрестностям пришли обратно к нашему лагерю. Картина, которая предстала перед нами, очень насмешила. Аркадий с Вазгеном в темноте у костра играли в покер (конкретно Техасский Холдем) на фундук, который мы привезли с собой. Пока нас не было, он научил нашего водителя азам этой игры, к которой присоединились и мы, поужинав предварительно. Так досидели до поздней ночи. Ночь была очень холодная. Высота над уровнем моря около тысячи метров в том месте, лагерь стоял у бурной горной речки с ледяной водой. Спать на улице решил только Аркадий и Вазген, закутавшись в кучу одеял и выпив еще порядочно чачи. Мы решили расположиться в машине. Там потеплее было, да Колян успел простыть за эти дни.
утро..

минеральные воды Ауадхары

Автор: Rocketman

минеральные воды Ауадхары заехали заправится и попить турецкого кофе

Пшегишхва

Автор: Rocketman

Утро встретило солнечными пиками горных хребтов. Собрались очень быстро и поехали вниз. нас ожидало озеро Рица. Искупаться в нем была моей идеей фикс. По дороге встретили несколько групп вело-туристов, медленно крутивших педали. Да, такой затяжной подъем — дело не легкое. На смотровых площадках Рицы было уже полно туристов.
водопад имени кого не пом

Автор: Rocketman

водопад имени кого не помню

По местному водопаду шныряли девчушки, фоткаясь во всяких разных позах. Но меня совершенно не интересовали смотровые. Я четко обозначил задачу. Пока не поплаваю в Рице — не уеду. Проблема была именно в том, что подавляющее большинство экскурсий не заезжает к самому озеру, высаживая людей на смотровых. К воде есть доступ у жителей турбазы и сталинской дачи, оборудованной под гостиницу. В других местах, где есть подход к воде — нет дорог. Только имея своего водителя, и зная, что спуск к воде реален, нужно просить довезти до места.
Чтобы попасть в это самое место, нужно следуя по дороге на Ауадхару, оставляя озеро по левую руку, доехать до развилки. Одна дорога будет уходить вверх и прямо, другая резко вниз. Она тоже асфальтированная и соединяет правый берег Рицы с левым по северной окраине озера. Именно на нее и нужно выехать.
Мы остановились под густыми сводами деревьев, которые слабо пропускали солнечный свет. Шлагбаум, стоявший около дороги, четко обозначил другую дорогу, которая вела к берегу озера. Это были наши предположения, хорошо, что мы не «топографические кретины». Вазген идти с нами отказался, наверно переживал за машину. Мы же двинули сквозь темный лес по тропке. Слева от дороги стояли разрушенные бетонные стены, поросшие всякой зеленью. Скорее всего, это был детский лагерь сталинской эпохи. Шлагбаум у дороги остался с того же времени по всей видимости. Строения закончились там же, где граница леса.
вот он.. закрытый пляж на

Автор: Rocketman

вот он.. закрытый пляж на Рице

купались тут

минут 5 рубились в лягушк

минут 5 рубились в лягушки

Перед нами раскинулись водные глади Рицы, игравшие бликами на Солнце. Здесь в Рицу впадала горная река, воды которой и образуют озеро. Белый пляж придавал месту еще большего статуса. Сама красавица Рица окружена горными массивами, среди которых величаво смотрелась гора Пшегишхва. Ее вид похож на усеченный конус. Я много спрашивал местных, что это за гора, но никто мне ничего не мог рассказать. Уже потом я узнал, что озеро Рица образовалось всего-то двести лет назад. В начале ХIХ века было сильное землетрясение, и верхушка Пшегишхвы огромной массой обрушилась в ущелье, перекрыв горную реку. С тех пор появилась эта жемчужина Апсны. Естественно я искупался в Рице. Ледяная вода не дала долго поплавать, но ощущения фантастические. Еще одна мечта исполнилась!

Голубое озеро. фоткаю, ст

Голубое озеро. фоткаю, стоя в ледяной воде под мостом

паулин

Автор: Rocketman

Долго не задерживаясь, отправились дальше в путь к Голубому озеру. На Гегский водопад заезжать не стали, машина наша там бы не прошла. Надеюсь, побываем там еще раз. На Голубом озере была толпа туристов, из-за которой задерживаться там особо не хотелось. Однако красота озера не оставляет никого равнодушным. Мы тоже сделали пару фото. Купаться здесь запрещено в принципе.
Дома были через час. Успевшие устать, но дико довольные. А вот Колян так и не простил Вазгену увезенные им персики и фундук. Надо сказать, что некоторые Абхазы очень ушлые. Наш Вазген иногда подавал признаки не увлеченности туристическими процессами, а также заламывал в некоторых местах цену, где то напротив сбрасывал, а где-то просто отказывался нас везти.
Так в один из последних дней мы поехали на вершину горы Мамзышха. С нас взяли всего по 300 рублей, тогда как экскурсия туда стоит не меньше 1000 с носа, а то и все 2000 рублей. Но и довез он нас только туда, где кончилась асфальтированная дорога. Я предложил дальше идти пешком, устроив треккинг. У нас вещей с собой не было, зато наши соседки с детьми, ехавшие с нами, взяли с собой еды, чтобы на вершине устроить пикник. Заманчивая идея двигала нас вперед . Мне такой поход был только в радость. То и дело срывался на бег. Это во мне уже тогда просыпался скайраннинг=). Всего до вершины пришлось пройти километров шесть не меньше. С погодой повезло, яркое Солнце освещало альпийские луга особым светом. Почему особым? Съезди, посмотри.
Забавную картину увидели уже почти на вершине. На одной из лужаек отдыхало стадо коз, из молока которых делают знаменитый Сулугуни. У стада было свое ограждение, но коз было так много, что половина из них просто не помещалась в загон и паслась как бы снаружи. Колян, забыв, что в принципе мы уже не в России, отпустил фразу, глядя на этих коз и козлов.
«Вот так всегда. Пол страны сидит, пол страны стережет..»
На вершине было очень ветрено, как и обычно. Здесь нет никаких преград для бурных воздушных потоков. Облака вылетали снизу вверх, закрывая от нас Солнце. Устроили пикник. Красиво!
по дороге на Мамзышху

"альпийские луга"

те самые козы

и иже с ними коровы

с вершины Мамзышхи

здесь бы параплан..

прыжок в бездну

Автор: Rocketman

Что и говорить, Абхазия очень маленькая страна по нашим меркам, но на самом деле здесь столько всего сложено, что можно годами сюда ездить и всегда находить для себя новые места, маршруты, открывать что-то неизведанное, узнавать культуру древних этносов. Здесь на Колхиде тысячелетия назад высадился Ясон и его Аргонавты, и это правда! Здесь была война, и потому местные жители так ценят мир, и это тоже правда. Здесь есть все, чтобы сказать: «Это удивительное место, я вернусь сюда снова!».

сальто телепортале

типичный пляж в Гаграх

Автор: Rocketman

на параплане над волнами.

на параплане над волнами. к слову, они все время падали, видимо купал был дырявый или водила на катере не опытный. крики слышны были аж на пляже

Эвкалипты вдоль дорог

GreatALF
    С нами с 24 июн 2014
    24 июн 2014, 17:51
    Места конечно абалденные, вот тут моя инструкция к применению по Абхазии xatv.ru/putevoditel/otdykh-v-… мож пригодится кому :)