Маньчжурия

С нами с 14 июл 2010

Манчжурия, граница. Возвращение из Китая в Россию

19 июня 2011 года|| 14| 100534

...Наше первое путешествие по Китаю завершалось. Месячную визу мы использовали на 100%. В нескольких километрах от нас была уже российская земля.

Мы проснулись утром, часов в пять, нас разбудил первый физкультурник, пришедший размяться после сна. В предрассветной дымке появились и его коллеги, китайские дяди и тёти. Свернули спальные принадлежности и вернулись на вокзал, который в шесть утра открылся и был практически пуст.

Мне казалось, что в российский Забайкальск ходит поезд-кукушка, перевозящий мешочников через границу. Но ни один сотрудник вокзала не реагировал на слова «Забайкальск», «Элосы», «Э-го» и проч. Ни мент, ни кассирша, ни местные жители не подтвердили мою гипотезу, отвечали «мейо» (нельзя), а в расписании не было ни одного поезда в Россию, кроме еженедельного скорого Пекин–Москва. Тогда мы пошли на обычный автомобильный переход.

Кстати, на привокзальной площади, как стало видно при взошедшем солнце, стоял памятник с барельефами, изображающими стадии жизни славного манчжурского народа. Вот какие стадии там были изображены.

Стадия 1) Голый мужик с копьём охотится на мамонта (или динозавра), который почему-то представлен в виде огромного скелета.

2) Узкоглазые дяденьки везут на тележках круглые палатки-юрты, изображая эпоху Чингисхана.

3) Другие, приезжие и бородатые люди в сапогах и кепках организовали железную дорогу. Бородатый человек залезает в локомотив, в то время как бедное безбородое узкоглазое население используется на подсобных работах.

4) Пролетарская революция всё расставила на свои места, и все мамонты, железные дороги, кибитки и локомотивы принадлежат победившему безбородому народу.

5) Манчжурия процветает, и люди со всего мира в галстуках (не узкоглазые) приезжают сюда тоже попроцветать.

6) Финишная стадия: под незаходящим солнцем, парящими птицами и спутниковыми тарелками (даже на барельефе они!) стоит и процветает окончательно многоэтажная китайская Манчжурия.

Многие читатели Tourbina.ru наверняка бывали в Манчжурии и были на привокзальной площади, но не все внимательно рассмотрели этот интересный памятник.

А мы, после осмотра, перешли ж.д. по автодорожному мосту и попали в тот самый центр города, который и привёл местность к процветанию. Длинная улица гостиниц и магазинов пестрела русскими вывесками: «Магазин Наташа», «Гостиница Петербург», «Ресторан Сибирь», «Фабрика товаров Цзинь Хэ», «Оптовый рынок и супермаркет» и многие другие подобные. Среди этих, якобы шикарных и дешёвых, а реально, по китайским меркам – дорогих и убогих заведений – прохаживались люди советской наружности. Это были граждане РФ, в основном жители Забайкальска, Краснокаменска и других городов Читинской области. По дороге то и дело появлялись машины и микроавтобусы с читинскими номерами, полные сумок и мешков: все они ехали на таможню. Мы тоже последовали за ними.

Китайцы не поленились отстроить Манчжурию уютным, цивильным, хотя и малоэтажным городом (небоскрёбов здесь пока, шесть лет назад, не было видно). От центра города через степь до самой границы (семь километров) тянулась широкая улица-аллея, обставленная фонарями (неужели ночью они светят?), обложенная с обеих сторон широкими пешеходными тротуарами, мощёными разноцветной плиткой. От центра города до самой границы нами не обнаружен ни один полицейский или военный человек, никаких дополнительных колючих проволок и постов.

На границе скопление челноков, пешком не пропускают – только на транспорте. Легковые машины забиты барахлом по самую крышу, грузовики сутками стоят на границе (видели даже КАМАз с московскими номерами!), курсируют туда-сюда автобусы и таксисты, собирая за переезд границы (несколько километров) аж сразу по 200 рублей (или 50 юаней, если у кого остались).

Тут, на китайской границе, меня узнал какой-то человек, назвался Алексом.

– О, Антон Кротов! Как я рад вас видеть! А у вас при себе есть книжки на продажу?

Я весьма удивился. Оказалось, житель Краснокаменска Читинской обл. узнал о нас по интернету, читал мои книги (но в электронном варианте), и тут, выехав за покупками, встретил нас. Вручил ему «Азию для тебя!», он нам – 20 юаней. Не зря Манчжурия – Зона Свободной Торговли.

Алекс сообщил всем о методах бесплатного перехода границы:

«Бесплатно пересечь русско-китайскую границу в Манчжурии можно следующим образом: 1) селитесь к Яне в гостиницу «Цзин Цзай Лай» (недалеко от интуриста, ресто-ранов «Русь», «Марина 888», «Байкал»), 2) оставляете номер своего сотового на стойке у Яны с просьбой вывезти вас в Россию, 3) в течении суток, максимум двух, вам звонят разные люди и предлагают деньги за выезд из Манчжурии в Забайкальск. Такса от 1500 до 1000 за каждого. Подробности узнаете у многочисленных обитателей гостиницы. У Яны можно в долг жить, питаться и т.д. В последующем спонсоры компенсируют ваши затраты, вычтя их из вашей же зарплаты».

Мы, правда, не стали возвращаться в Манчжурию ради сих заработков. Пограничники запихнули нас в какой-то проходящий автобус, и мы, оставив почитателя автостопной литературы на китайской земле (у него было слишком много барахла, и его уже двое суток не пропускала таможня), занялись возвращением в Россию.

Рядом с нами в автобусе ехала полная разговорчивая женщина. Она рассказала нам следующее:

– Сейчас вы приедете в Забайкальск. Этот город весь живёт за счёт пограничного перехода. Ведь каждый человек имеет право раз в неделю съездить в Китай (якобы туристом) и привезти оттуда 50 килограмм не облагаемых налогом покупок (якобы для личного пользования). Конечно, ездить в Китай можно и чаще – например, пообедать, поужинать, но вывезти товар можно только раз в неделю. А лишние товары облагаются налогом, 140 рублей за каждый килограмм. А фирмы поступают так. У них есть склады здесь, в Забайкальске – это такие ж.д. вагончики, вы их увидите. Несмотря на то, что они такие неказистые, через них проходит вся китайско-российская торговля, тысячи тонн барахла на всю Россию. Они закупают его по другую сторону границы, в Манчжурии, но ведь надо как-то перевезти. На машине – нужно платить таможне, порой до 700.000 рублей за одну фуру! Вот и нанимают нас, «кэмэлов» («верблюдов»). Каждому из нас платят тысячу рублей, плюс дорожные расходы на этот автобус (200 рублей сюда, 200 туда), гостиницу в Манчжурии, но только еда за наш счёт. Там в гостинице нам дают барахло, мы его по своим сумкам перепихиваем, чтобы видимость соблюсти, как бы для себя это купили. И едем в Россию, а руководство фирмы даёт таможне за каждого из нас взятку, по 1000 рублей, чтобы не зацепили. И мы приезжаем тут же на эти склады и разгружаемся, получаем 1000 рублей, а всего фирма несёт 3000 рублей расходов за каждый привезённый нами тюк (50 кг), а иначе бы это стоило 7000 руб.

...Я сама живу в Краснокаменске. Это соседний город, очень уютный и благоустроенный, раньше был закрытым городом. У нас есть урановый завод, больше ничего нет. Вот я ди-ректор школы, получаю 4000 руб., и ещё раз в неделю езжу в Китай, это ещё по тысяче рублей, но если не кинут. В этот раз нас кинули, приехали в Манчжурию, а всю партию товара разобрали в этот день до нас, и мы едем почти пустые, так что только окупить поездку. -- Вот что мы узнали.

Мы также узнали, что квартиры в Забайкальске стоят свыше миллиона рублей, и даже забайкальская прописка в большой цене, как московская, потому как на таможню берут только с забайкальской пропиской, да ещё нужен большой блат и взятки. Также узнали, что этот переход крупнейший на весь Китай, и его ещё собираются расширять, и здесь прямо на границе можно оформить китайскую визу, что невозможно на других переходах. Все челноки имели в паспортах годовую многократную визу, которая стоит 5800 рублей (месячная однократная – 1200). Можно въехать и без визы, со специальной бумажкой от «турфирмы», но для путешественника это неудобно, так как бумажка одна на всю тургруппу и разделяться, по идее, нельзя.

Всего через пару часов, с небольшими задержками на обоих сторонах границы, мы уже стояли на российской земле. Вдали, за степями, где-то в 6500 километрах, была Москва, а здесь в длинной очереди стояли наши российские грузовики, едущие в Китай с экспортом Великой Державы РФ. Россияне продавали в Китай только два изделия: лес и металлолом. Обратно шли машины, гружённые тысячью наименований китайских изделий.

Только отъехали от Забайкальска – пошёл ливень, мы оказались среди потоков воды и ветра, нацепив на себя всё, что можно, на повороте в какой-то полувымерший секретный военный посёлок (даже указателя на него не было). Замёрзли, пошли в посёлок – разруха, несколько мёртвых пятиэтажек без окон и дверей, захолустная воинская часть, пара домов ещё жилые, в одной из обычных квартир имеется магазин, но у него как раз был перерыв. Осели у дверей магазина, прячась от ветра и общаясь с местными детьми, ожидавшими с неудовольствием день 1 сентября и походов в местную поселковую школу.
    Магазин (когда всё же открылся) поразил нас высокими ценами, и мы сели на лестнице в подъезде, употребляя батон привозного хлеба с привозным молоком и газировкой.

Подумать только, ведь всего неделю назад – неделю! – мы ели местные бананы и ананасы в тропическом Наньине и прятались от жары! Всего неделю назад!

Потом была Чита, автостоп с перегонщиками до Иволгинска, причём один из перегонщиков видел меня в телевизоре; вписка в Слюдянке у местной автостопщицы Ирины Хохловой. Остановившись на две ночи у неё, мы случайно пересеклись с двумя другими китаеедами – Сергеем Авдеевым (г.Челябинск) и Алексеем Кошелевым (г.Тюмень). Они, как и мы, возвращались из Китая по домам. Ехали они из Китая через Монголию, применяя поезда, подобно нам. Ещё один московский человек ехал в Монголию на велосипеде, вооружившись подробными секретными топографическими картами. Из Монголии он также направлялся в Китай.

Да, Китай стал популярен среди автостопщиков и других путешественников. По счастью, ушли те времена, когда путешествие автостопом «за границу» означало ислючительно «в Европу».

Посмотреть Китай за месяц, разумеется, невозможно, а понять – тем более. Любой специалист легко уличит меня в том, что я не был ни там, ни сям, ни в Гонконге, ни в Шанхае, ни в Тибете, ни на море, не посмотрел гробницу Цинь Ши-хуанди в Сиани и Запретный Город в Пекине. Любой серьёзный автостопщик заметит, что мы с Демидом не умеем ездить автостопом, раз большую часть дороги проехали на поездах, а языковед пнёт нас за то, что мы так и не выучили даже тридцати слов на китайском. Даже тот человек, который в Китае не был, найдёт за что покритиковать нас.

Читателям 2011 года скажу, что за прошедшие шесть лет что-то в Китае могло измениться, например цены - сейчас юань является самой растущей валютой (относительно доллара и рубля), и в 2011 году все товары и переезды окажутся дороже, на 25-30%, чем тогда, когда я был в Китае в первый раз.

Но я, впрочем, и не претендую на то, чтобы быть знатоком Китая. Страна эта очень интересна, и возможности путешествовать там почти безграничные. Может быть, сам читатель, который уже подготовил нам свои каверзные вопросы (а почему? А что это вы? А как?), сам поедет в Китай, посетит все интересующие его места, и на свои вопросы найдёт ответ. А потом не забудет, конечно, опубликовать свои наблюдения, чтобы облегчить жизнь всем своим последователям.

(Из дорожного архива. 2005)