Россия

Россия

LAT
Я здесь был
Было: 6002
Хочу посетить
370284

18120 материалов по 13 524 объектам,  586 390 фотографий

Вики-код направления: помощь
Топ авторов помощь
grau59 37391
AFINAPOST 17031
Napoleon 10136
Donnico 7872
 
Otso
помощь
в друзья
в контакты
С нами с 22 сен 2013

По рекам, по жидким дорогам Руси

 
23 июля 2014 года||22 (14)| 18| 190620

Нестор, легендарный составитель древнейшего из сохранившихся летописных сводов – «Повести временных лет» – объяснял местонахождение земель самым доступным для современников способом: перечисляя названия рек и речных путей. Средневековая Русь была речной цивилизацией: кто не слышал о пути «Из варяг в греки»?

Поколения мужественных и целеустремленных путешественников и купцов вели свои ладьи по далеким таежным рекам, переносили суденышки, и товары по тяжким волокам. Благодаря походам за пушниной Новгородская древнерусская республика процветала. Была выстроена грандиозная торговая система, в рамках которой меха с бассейнов Пинеги и Пёзы, Северной Двины и Вычегды, Оби и Печоры текли на бездонные рынки Европы, на Ближний Восток, попадали аж на Север Африки. По масштабам географического охвата и доходов Новгородская торговля была наиболее успешной моделью бизнеса средних веков.

Текли реки, и текло время. Жидкие дороги вели все дальше и дальше. Россия приросла Сибирью. Когда континент закончился, по инерции пришли на Аляску. Это из ценнейшего меха тамошнего зверька калана был сшит воротник, который «морозной пылью серебрился» на плечах Евгения Онегина.

В 2014 году деревянная экспедиционная лодка легла на воду в восьмой раз. Мы поднялись в верховья реки Ижмы и спустились по Эжве – так на языке коми называют Вычегду. Вероятно, это единственная современная лодка, которая на веслах дошла от Онежского озера до Полярного Урала. Мы продолжаем долгий путь по старинным жидким дорогам Руси, и дерзкие деяния мужественных предков делают чуточку значительнее и нас. За сотни лет множество людей прошли по этому пути: торговали, смеялись, тревожились, строили планы, охотились, горевали, работали. Мы пробуем заглянуть в то давнее время, когда важнейшим развлечением была беседа, своими – слова, новой – мысль, безраздельным – внимание...

2

Автор: Otso


Во времена медленного труда на веслах не было современной проблемы дураков и дорог. Нечего было делать дуракам в долгом пути по рекам и волокам. Вероятно, это наше русское «посидим на дорожку», когда суетливо опускаемся на что попало и торопливо вскакиваем, ни о чем не успев подумать – древний атавизм вдумчивого и долгого путешествия.
Каким-то образом новгородцы умели соединить свободу, конкуренцию и верховенство права – а у нас нынешних это никак не выходит. Новгородский характер шлифовался в протяженных торговых экспедициях. Жизнь не оседлая, но и не вполне кочевая. Приходилось подстраиваться к постоянно меняющимся условиям. Нужно было многое знать и уметь, подолгу автономно работать вдали от дома, уметь находить общий язык с очень разными людьми. И оставаться верным семье, товарищам. Само слово родилось в торговой экспедиции. Товарищ – объясняют словари – старинное русское слово, образованное от слова «товар». А друг – от «дорога». Оба слова подразумевают совместные труды и путешествия; пуд соли и разведку незнакомой реки в длинном-длинном пути. Так и сейчас: достаточно вместе поработать или сходить в поход – и в целом делается понятно, кто чего стоит…

«На заре русской истории мы обязаны новгородцам тем, что мы такие, как есть, что мы русские…», сказал Дмитрий Лихачев. И хочется верить, что мы с Денисом похожи на добычливых удальцов-повольников. Пушнина наша – это фотографии и тексты: смыслы в словах и написанных светом картинах. «Произнесенные всуе, слова не стоят ничего», поэтому идем мы на лодке за тысячу километров. И постепенно становимся друзьями.

5

Автор: Otso


Поднимаемся по майской высокой, быстро мелеющей, реке. Теперь реки не так полноводны, как раньше. Пустеют, исчезают и деревни по берегам.
«Уходит вода из реки. Дыра в Земле пробита, вот и уходит вода!» – последний житель обезлюдевшего поселка лесозаготовителей обреченно машет рукой.

Не в дыре проблема. Реки созданы лесами. Есть молодая теория биотического насоса, объясняющая существование рек и осадков на суше деятельностью естественных лесов. Согласно этой концепции, ненарушенный лес представляет собой живой насос, на основе солнечной энергии закачивающий на сушу атмосферную влагу, испарившуюся с поверхности океана**. Леса, непрерывно растущие от морского побережья, испаряют влагу и создают масштабные градиенты давления, перемещающие с океана на сушу влажные воздушные массы.

Вывод из теории следует прозрачный, как дождевая вода, и невеселый, как избы безлюдной деревни: безжизненная пустыня неспособна создать на суше даже маленькую речку. «Широкомасштабная ликвидация естественного лесного покрова России за времена порядка нескольких лет приведет к уменьшению речного стока на порядок величины, возникновению засух, наводнений и пожаров, частичному опустыниванию в прибрежной полосе и полному – внутри континентов. Экономические потери от этого на много порядков величины превысят экономические выгоды от вырубки лесов. Жалкие остатки российской популяции будут вынуждены ютиться вдоль восточного и западного океанического побережья – в подобном положении находится современная Австралия».

2

Автор: Otso


Люди и лес – нельзя относиться к ним, как к нефти и газу. Вероятно, неспроста в России оказались взаимосвязаны массовые вырубки леса и уничтожение народа: вспомните ГУЛАГ и СССР, вокруг посмотрите. В результате мелеют и реки, и люди. Реки еще есть, но почти не судоходные. Люди живы, но таких, которых считаем великими, нет больше среди современников. Сам спрос на судоходность рек и масштабность человека исчезает.
1

Автор: Otso


Жидкие речные дороги почти опустели. Еще выставляется судоходная обстановка и проходят по высокой воде нечастые суда. Люди еще гоняют на моторках близ деревень и городов. В основном рыбачат, рыбачат, рыбачат – не понимая, что еще-то можно делать на реке. Рыбаки в разговорах горюют о прекращении молевого сплава древесины: «Тогда была рыба – во! А сейчас – тьфу, а не рыбалка».
1

Автор: Otso


Последствия варварского способа доставки бревен сказываются многие годы после окончания. Еще античные римляне понимали: «после этого не значит из-за этого». Ученые насчет перспектив порыбачить в р. Вычегда пессимистичны: вырубка лесов и изменение поверхностного стока, широкомасштабный промысел снизят численность и видовой состав рыб до уровня нерентабельного лова.

«Как рыбалка?» – этим вопросом начинается почти любой разговор, который, петляя как река, может вывести куда угодно. Байки о встречах с разным зверем в тайге, о профессиях, о политике. А то вдруг мужики принимаются вспоминать сельчан, стрелявших в лебедей.
– Нельзя их убивать. Один застрелил лебедя – через год сгорел вместе с домом. У другого вскоре ребенок умер.

Вспоминают бесславный конец и третьего, и четвертого – эти из дальних деревень:
– Многовато что-то совпадений. Это каждого из них бог наказал.
– Стрелять в белых – табу: итожат жестко.

Вероятно, человек, преступивший глубинное понимание о добре и зле и пальнувший в лебедя, это уже не вполне человек. Разложение в его голове зашло слишком далеко, а значит, вплотную подступила беда.

Волок из Ижмы в Эжву-Вычегду с лодкой не одолеть: уровень воды в реке за ночь опять упал на восемь сантиметров. Еще черемуха не зацвела, а воды в реке уже мало. Мелкий приток Черь Ижемская еще и завален, должно быть, павшими стволами. Лодку через водораздел тащить – для этого шестеро нужны, проверено на Пёзском волоке. Поэтому ищем грузовичок. Пригодная машина оказывается единственной на округу. Владелец Магомед (что характерно) получил бортовой утиль в загибавшемся колхозе вместо недоимок по зарплате. Он живет тут давно, со времен СССР, и для простоты сельчане зовут его Миша. Нас с лодкой нужно доставить за восемьдесят километров: для такого грузовика это далеко. Магомед обдумывает ситуацию, назначает цену и обещает подъехать через полтора часа: «надо выгрузить навоз в соседней деревне».

Местные мужики помогают вставить лодку в кузов. Ради нас Миша прицепил номера со своей «Волги», чтобы неучтенный «газон» не сильно бросался в глаза на дороге. Нас тепло провожают: за пять часов в деревне мы познакомились с хорошими людьми.

6

Автор: Otso


Сергей, помогая увязать лодку в кузове, продолжает разговор, с ласковой гордостью кивая на дочь-восьмиклассницу:
– Валя сама рыбачит, с двенадцати с собой на охоты беру! Машину с десяти лет умеет водить! – Замолкает, глубоко обдумывая важную мысль. – Америка против России, по телевизору говорят. Если американцы совсем прижмут нас, станем жить как в девятнадцатом веке: кто что сам умеет, тем и живет. Тяжко людям будет, отвыкли мы… Она, дочка, выживет.

Он смог научить стойкости к невзгодам, и жизнь не прервется. Все будет правильно и хорошо.
Из кузова капает коровья моча, густо пахнет авгиевыми конюшнями. Валя мечтательно спрашивает отца: «Па-ап, а давай тоже путешествовать?» Тот утвердительно кивает, как о давно решенном.

На грунтовке между реками навстречу попадается всего пара машин и медведь.

3

Автор: Otso


Жизнь у истоков сложная. Оттого здесь и малолюдно. Но при этом как-то чище, правильнее. За весь день встречаем только отшельника в утлой плоскодонке. Поступаем в точности по Генри Торо, с его досадой на невозможность спрятаться от людей – обязательно-де отыщут и навяжут свое общество. Зазываем анахорета выпить с нами чаю. Простая беседа под немудреную снедь радует всех нас.
2

Автор: Otso


В один день появляются и комары, и ласточки. Чтобы эти птички продолжали возвращаться на родину, нужны живые деревни для касаточек, и полноводные реки для береговушек. Для этого в домах у реки должны жить носители национальной психологии, зависимые от климата почти как ласточки в небе и хариус в реке.

Слышите, слышите стихи Юнны Мориц?
Ласточка, ласточка, матерью будь,
Матерью будь, не жалей свою грудь
Для родимого тела,
Для ранимого сердца,
Для негаснущей мысли,
Для бездонного чувства…

2

Автор: Otso


По Вычегде все чаще встречаем церкви.
3

Автор: Otso


Оживающие церкви и монастыри подобны разоренным муравейникам, где редкие уцелевшие муравьи вяло таскают хвоинки. Жалуется священник в храме: прихожан мало, не хватает рабочих рук поправить разруху. Мужики местные не хотят работать, не осталось в них веры. Рассказываю отцу Титу о православных коллегах-плотниках во времена расцвета ремесла:
Реставрировали мы часовню Успенья Богородицы. Ее срубили мужики махонькой Кижской деревеньки Васильево в конце XVII века. Собрались, значит, крестьяне, дельно обсудили рабочие вопросы, да часовню и построили. Делов-то! Задумайтесь: для этого нужно в зимнем лесу поштучно срубить отборные деревья, вывести лошадками, потом от коры гладко оскоблить, стены срубить, устроить кровли разных видов, над восьмериком главку поднять, лемешинка к лемешинке. Полы-потолки, окна-двери, крылечко при резных столбиках. «Небеса» сладить да расписать, иконостас с иконами и утварь необходимую справить. Денег и работы разной немало вложено: сруб рублем да топором поднимают. Это все помимо труда крестьянского, тяжкого и малоприбыльного на северной нехлебородной земле. В XIX веке мужики часовню свою перестроили. Сруб перебрали, гнилые бревна заменили. Прирубили звонницу. Было пригоже – стало иначе, ан опять красиво. Зачем эти новые труды? Вот же он, величавый Кижский погост, двадцать минут неспешной ходьбы!

Нужно было людям свое особое место, чтобы разговаривать с Богом. Деятельной была в людях вера.

Эти руины исчезающих деревень: слишком повсюду, слишком часто, слишком безнадежно.
Вглядываюсь в порушенную избу глазами плотника и читаю на бревнах аккуратный почерк топора. Это бревно – малость, оставленная безвестным мастером здесь и, возможно, в вечности. А что достойного для сохранения в веках сделали мы? Останется ли после нас хоть что-то такое, о чем потомки вспомнят с нежной грустью? Такого, во что и через двести лет вглядятся с почтительным уважением?

Исчезающая культура оставила ничтожно малое материальное наследие. Это наследство зависимо от живого народа, как книги от читателя и реки от леса. Умелые, мастеровитые люди экономно выбирали отборные деревья и рубили ладные избы. Плели из бересты, мастерили из дерева, лепили из глины, шили из самотканого полотна и кожи множество нужных вещей. Эта утварь была красивой и удобной. В трудную эру ручного ремесла люди оценивали и понимали жизнь по личному опыту. Этот персональный контроль над реальностью нам недоступен больше. Разве что в длительном путешествии, где возможно наполнить свою жизнь только тем, что действительно знаем, по-настоящему умеем и подлинно любим. Такое культурное пространство очень уязвимо, и без человека штучной выделки невозвратно пропадает в считанные годы вместе с недолговечными срубами и берестяными корзинками. Высокая культура ремесла на обочине новой цивилизации вырождается в товар. В сувенирчики, коих законы рынка требуют лепить по-быстрому и задешево.

1

Автор: Otso


А вместо крестьян приходят лесозаготовители, и деловито выстригают лес: им эти места чужие, им нужна товарная древесина, им плевать на лес. На барыш с продажи бревен можно купить множество хороших вещей: место человека умелого занимает человек потребляющий. А нужен бы человек думающий. Человек мыслящий и человек понимающий. Но мы все живем одним днем, почти ничего не можем сохранить, мало что умеем построить.
4

Автор: Otso

В прошлом еще году, на обмелевшей Ижме, под четырехтактный треск японского мотора, сравнивал прочитанное о прошлом с современностью… Богател Господин Великий Новгород – с его мастерами-медниками, плотниками, кузнецами, ювелирами. С отважными предприимчивыми купцами. С грамотным свободным населением и справедливым правосудием: «Русской правдой». На поясе чуть не у каждого и нож, и писало – инструмент для писания на бересте. Уходили новгородцы за белками, куницами, соболями на северо-восток все дальше и дальше, опустошали тайгу от пушных зверьков. Экстенсивная сырьевая экономика, как ни крути. Сейчас, в двадцать первом веке, в обнимку с нефтью и газом живем в России мы, потомки славных предприимчивых новгородцев. У нас по-прежнему сырьевая экономика: в чем разница, в чем сходство?

Обитал у волока из реки Онеги в реку Емцу этнос Емь – одно из племен «чуди заволочской». Новгородцы пришли сюда, в Заволочье, и проложили пути дальше.

Торговцы выменивали на шкурки местных зверьков самые лучшие товары: превосходные топоры, отличные ножи, красивые бусины. Давали за меха маленькие серебряные монетки и слитки-гривны. Они были прогрессорами, славяне. Новгородцы несли самую передовую технику, и богатую культуру, и веру в единого бога. Зачем покупать у местного кузнеца недорогой простенький топорик, если на меха меняют самое лучшее, а пушных зверьков полон лес? Обильна тайга на лучшие меха, и тайге той конца-краю нет. Хороши заработки и на волоке: лодьи, товары, припасы перетащить, снабдить ватажников провиантом, баньку истопить, ночлег предоставить. А то можно с добытой пушниной податься в Господин Великий Новгород и самому. Взять полную цену, осесть под справедливым крылом «Русской правды».
Возможно, хвалились меж собой: «Никогда прежде не живали так хорошо, богато и стабильно, как ныне!»

Сгинула та Емь. Стремительно утратила культуру и язык, полностью растворилась в новом народе. Осталось несколько упоминаний в русских летописях, да имя реки Емца, да селище, да несколько погребений, найденных археологами.
Современная Россия продает нефть и газ, разные металлы и древесину. Зачем затевать производство собственных мобильных телефонов и всего остального прочего, когда в страну везут самое лучшее? Превосходные автомобили, отличные компьютеры, красивую одежду и обувь, строительные и отделочные материалы, бытовую технику. Западноевропейские евро и североамериканские доллары, универсальные средства обмена. Никогда, никогда прежде не жили мы так богато, как сейчас!

Только у нас самих государства уже почти нет. И закона практически нет. И ощущения причастности к великому и бессмертному нет. В начале двадцать первого века мы стремительно превращаемся в заволочскую чудь. «Взбесившимся принтером» называем Госдуму. Все больше походит на укрепленный средневековый замок Московский Кремль: там гнездится обогатившаяся на ресурсах туземная элита. Мы допустили, мы сами это допустили.
Непутевый народ с великой историей – надеемся, что не исчезнем, как летописная Емь. У нас Пушкин, Достоевский, Толстой и Чехов. У нас Ломоносов и Менделеев. Гагарин! Кривая да нелегкая дорога ведет нашу обширную страну особым путем. Авось выведет.

1

Автор: Otso

Ведь что-то держит всех нас на плаву. Пора обдумывать курс, и выгребать против течения, пока не кончился запас плавучести и есть силы. Пока живы мы и не высохли наши реки…

4

Автор: Otso

* Эжва – имя реки Вычегды на языке Коми.
** О биотической регуляции окружающей среды можно прочитать здесь: bioticregulation.ru

вики-код
помощь
Вики-код:
Выбор фотографии
Все фотографии одной лентой
21 фото
dots

Дешёвый ✈️ по направлению Россия
сообщить модератору
  • Yurivar
    помощь
    Yurivar
    в друзья
    в контакты
    С нами с 19 мар 2010
    23 июл 2014, 01:04
    удалить
    Хорошая река. Нужно будет повторить ваш путь следующим летом
  • Otso
    помощь
    Otso
    в друзья
    в контакты
    С нами с 22 сен 2013
    23 июл 2014, 01:07
    удалить
    Yurivarнаписал 23 июля в 01:04

    Хорошая река. Нужно будет повторить ваш путь следующим летом


    На Вычегде фантастически красиво и интересно! В верховьях и в нижнем течении — очень по-разному.
  • Yurivar
    помощь
    Yurivar
    в друзья
    в контакты
    С нами с 19 мар 2010
    23 июл 2014, 01:13
    удалить
    Otsoнаписал 22 июля в 22:07

    На Вычегде фантастически красиво и интересно! В верховьях и в нижнем течении — очень по-разному.


    Удручает только вечная российская разруха по берегам. Почему такого нет на тех же широтах в Исландии и Скандинавии? Обидно за державу, претендующую на империю.
  • Otso
    помощь
    Otso
    в друзья
    в контакты
    С нами с 22 сен 2013
    23 июл 2014, 01:18
    удалить
    Yurivarнаписал 23 июля в 01:13

    Удручает только вечная российская разруха по берегам. Почему такого нет на тех же широтах в Исландии и Скандинавии? Обидно за державу, претендующую на империю.


    И я все время об этом думаю...
  • Norisfox
    помощь
    Norisfox
    в друзья
    в контакты
    С нами с 20 окт 2011
    23 июл 2014, 02:29
    удалить
    А почему у Пушкина воротник бобровый?
  • chedty
    помощь
    chedty
    в друзья
    в контакты
    С нами с 14 мая 2012
    23 июл 2014, 07:58
    удалить
    Думаю что плоха не вырубка леса, а варварская вырубка леса и не добыча нефти, а варварская добыча нефти. И та и другая отрасли, в своей разумной реализации высокоинтеллектуальны, безотходны и высокооплачиваемы. Эти отрасли промышленности наиболее эффективны для страны с огромной равнинной территорией. В России они дискредитированы безобразным управлением. Лесозаготовки и нефтедобыча в США и Канаде вовсе не мешают этим странам быть лидерами в области экологии, тоже можно сказать о Финляндии и Норвегии. Производство сотовых телефонов мало помогло экологии в Китае. Собственно не очень важно какую отрасль развивать, важно делать это хорошо.
    Статья ваша мне очень понравилась. Долго жил в Коми, много ходил там по рекам. Правда на байдарках, но это тоже наверно не важно. Спасибо! Хоть и печально, но родное.
  • ivankutchin
    помощь
    ivankutchin
    в друзья
    в контакты
    С нами с 18 сен 2011
    23 июл 2014, 08:15
    удалить
    Эжва — красивое название, всегда нравилось. Есть такой поселок, часть Сыктывкара. Когда-то я там жил.

    Великолепный рассказ, заставляет задуматься, вызывает ассоциации. Спасибо!
  • Otso
    помощь
    Otso
    в друзья
    в контакты
    С нами с 22 сен 2013
    23 июл 2014, 09:19
    удалить
    Norisfoxнаписала 23 июля в 02:29

    А почему у Пушкина воротник бобровый?


    Калана в те времена именовали "морской бобр". Ценился этот мех очень высоко. История добычи мехов, торговли ими еще ждет своего исследователя...
  • Norisfox
    помощь
    Norisfox
    в друзья
    в контакты
    С нами с 20 окт 2011
    23 июл 2014, 10:31
    удалить
    Калана в те времена именовали "морской бобр". Ценился этот мех очень высоко. История добычи мехов, торговли ими еще ждет своего исследователя...

    Спасибо, интересно!
  • enza
    помощь
    enza
    в друзья
    в контакты
    С нами с 18 июн 2009
    23 июл 2014, 20:01
    удалить
    "Никогда, никогда прежде не жили мы так богато, как сейчас!".
    Ой, не к добру...
  • Alcazar
    помощь
    Alcazar
    в друзья
    в контакты
    С нами с 7 фев 2010
    23 июл 2014, 23:26
    удалить
    Грустно и светло читать рассказ-заметку.
    Но от неё мозги на место встают, если у кого есть, мозги эти.
    Природа как корочка льда на осенней луже. Проломить легко, а вот затянется ли опять?

    Когда-нибудь и Кремль уйдёт в дыру Земную. Ничто не вечно. Но станем ли мы жить тогда в труде, любви и уважении? Сможем ли научиться заново?

    Спасибо вам и участникам беседы за комментарии.
    Фото хороши.
  • Maynur
    помощь
    Maynur
    в друзья
    в контакты
    С нами с 16 ноя 2011
    24 июл 2014, 05:08
    удалить
    Заметка чудо как хороша! Все мы с тоской вспоминаем о той Руси — богатой на товары, сильной и самостоятельной! Такое не вернешь — оттого и тоска!
  • Maynur
    помощь
    Maynur
    в друзья
    в контакты
    С нами с 16 ноя 2011
    24 июл 2014, 05:10
    удалить
    ivankutchinнаписал 23 июля в 15:15

    Эжва — красивое название, всегда нравилось. Есть такой поселок, часть Сыктывкара. Когда-то я там жил.

    Великолепный рассказ, заставляет задуматься, вызывает ассоциации. Спасибо!


    У меня старшая дочка в Эжве живет. Очень нравится мне такое название!
  • 1499Sergey
    помощь
    1499Sergey
    в друзья
    в контакты
    С нами с 5 мар 2012
    24 июл 2014, 16:16
    удалить
    Да, видно Бог нас очень любит, потому и наказывает больше всех
  • Otso
    помощь
    Otso
    в друзья
    в контакты
    С нами с 22 сен 2013
    26 июл 2014, 12:00
    удалить
    chedtyнаписал 23 июля в 07:58

    Думаю что плоха не вырубка леса, а варварская вырубка леса и не добыча нефти, а варварская добыча нефти. И та и другая отрасли, в своей разумной реализации высокоинтеллектуальны, безотходны и высокооплачиваемы. Эти отрасли промышленности наиболее эффективны для страны с огромной равнинной территорией. В России они дискредитированы безобразным управлением. Лесозаготовки и нефтедобыча в США и Канаде вовсе не мешают этим странам быть лидерами в области экологии, тоже можно сказать о Финляндии и Норвегии. Производство сотовых телефонов мало помогло экологии в Китае. Собственно не очень важно какую отрасль развивать, важно делать это хорошо.
    Статья ваша мне очень понравилась. Долго жил в Коми, много ходил там по рекам. Правда на байдарках, но это тоже наверно не важно. Спасибо! Хоть и печально, но родное.


    Вы правы! Те же Финляндия и Норвегия могут массово вырубать свои леса (что и сделали) без катастрофических экологических последствий. Европейские страны невелики и близки к морю. Греки свели свои леса задолго до Нашей Эры, и полуостров все еще обитаем. Нам, вместе с жителями Северной и Южной Америк, с нашими огромными внутриконтинентальными лесными пространствами, нужно быть очень осмотрительными и аккуратными!
  • Otso
    помощь
    Otso
    в друзья
    в контакты
    С нами с 22 сен 2013
    26 июл 2014, 12:02
    удалить
    ivankutchinнаписал 23 июля в 08:15

    Эжва — красивое название, всегда нравилось. Есть такой поселок, часть Сыктывкара. Когда-то я там жил.

    Великолепный рассказ, заставляет задуматься, вызывает ассоциации. Спасибо!


    Спасибо!
    К сожалению, и Сыктывкар, и Эжву я разглядывал лишь из лодки — в городах останавливаться хлопотно...
  • Otso
    помощь
    Otso
    в друзья
    в контакты
    С нами с 22 сен 2013
    26 июл 2014, 12:04
    удалить
    booнаписал 23 июля в 23:26

    Грустно и светло читать рассказ-заметку.
    Но от неё мозги на место встают, если у кого есть, мозги эти.
    Природа как корочка льда на осенней луже. Проломить легко, а вот затянется ли опять?

    Когда-нибудь и Кремль уйдёт в дыру Земную. Ничто не вечно. Но станем ли мы жить тогда в труде, любви и уважении? Сможем ли научиться заново?

    Спасибо вам и участникам беседы за комментарии.
    Фото хороши.


    Спасибо!
  • chedty
    помощь
    chedty
    в друзья
    в контакты
    С нами с 14 мая 2012
    26 июл 2014, 13:42
    удалить
    Otsoнаписал 26 июля в 12:00

    Вы правы! Те же Финляндия и Норвегия могут массово вырубать свои леса (что и сделали) без катастрофических экологических последствий. Европейские страны невелики и близки к морю. Греки свели свои леса задолго до Нашей Эры, и полуостров все еще обитаем. Нам, вместе с жителями Северной и Южной Америк, с нашими огромными внутриконтинентальными лесными пространствами, нужно быть очень осмотрительными и аккуратными!


    Я думаю важно соблюдать простейшие принципы заложенные в основу лесного хозяйства Штатов и Канады, не трогать реликтовые леса и сажать больше чем вырубаешь. Техас в котором лес никогда не рос стал одним из основных производителей древесины. Лес просто посадили и теперь он есть... Количество взрослого леса поддерживается не ниже определенного уровня все это совсем просто если не врать...
  • Otso
    помощь
    Otso
    в друзья
    в контакты
    С нами с 22 сен 2013
    26 июл 2014, 20:48
    удалить
    chedtyнаписал 26 июля в 13:42

    Я думаю важно соблюдать простейшие принципы заложенные в основу лесного хозяйства Штатов и Канады, не трогать реликтовые леса и сажать больше чем вырубаешь. Техас в котором лес никогда не рос стал одним из основных производителей древесины. Лес просто посадили и теперь он есть... Количество взрослого леса поддерживается не ниже определенного уровня все это совсем просто если не врать...


    Совершенно согласен: нельзя трогать малонарушенные старовозрастные леса и нужно сажать больше, чем вырубаешь! Реальность наша от этого радикально отличается, увы. Что хорошо — объем вырубок сейчас не самый высокий, по разным экономическим и прочим причинам...
  • chedty
    помощь
    chedty
    в друзья
    в контакты
    С нами с 14 мая 2012
    26 июл 2014, 21:23
    удалить
    Otsoнаписал 26 июля в 20:48

    Совершенно согласен: нельзя трогать малонарушенные старовозрастные леса и нужно сажать больше, чем вырубаешь! Реальность наша от этого радикально отличается, увы. Что хорошо — объем вырубок сейчас не самый высокий, по разным экономическим и прочим причинам...


    В Коми они бы рубили, но сейчас там в зоне доступной для вывоза практически нет взрослого леса, а "карандаши" никто не берет. Радует конечно, что запретили сплав.
  • Otso
    помощь
    Otso
    в друзья
    в контакты
    С нами с 22 сен 2013
    26 июл 2014, 21:38
    удалить
    chedtyнаписал 26 июля в 21:23

    В Коми они бы рубили, но сейчас там в зоне доступной для вывоза практически нет взрослого леса, а "карандаши" никто не берет. Радует конечно, что запретили сплав.


    Вдоль рек и дорог Коми мы тоже видели в основном молодые неспелые леса. И на фотографии штабелей леса к этому рассказу — древесина тонкая, нестроевой лес — годный для целлюлозно-бумажного производства (на Вычегде аж два комбината).
  • lemal
    помощь
    lemal
    в друзья
    в контакты
    С нами с 9 мар 2011
    27 июл 2014, 11:52
    удалить
    !!!
Наверх