Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

LAT
  • 59.93868N, 30.32536E
  • Я здесь был
    Было: 1804
    Хочу посетить
    25681

    1407 материалов по 995 объектам,  43 390 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    ZweZet 1211
    Vazlav 973
    Были в Санкт-Петербурге?

    Поделитесь впечатлениями!

     
    26
    ZweZet
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 21 ноя 2011

    Я этим городом храним. Русский Манчестер

     
    6 февраля 2013 года||10 (8)| 28| 892126

    Эта заметка является частью дневника «Я этим городом храним»

    За Обводным каналом в XIX веке город заканчивался и начинались пригородные села. Как правило, такие села появлялись при заводах и фабриках. В них селились рабочие и мелкие служащие. Некоторые села возникли по левому берегу Невы еще в XVIII веке (здесь, вдоль Шлиссельбургского тракта располагались загородные усадьбы знати молодого С-Петербурга). Когда в середине XIX века, отстав на три века от Англии, в России грянул промышленный переворот, особенно бурный после освобождения крестьян от крепостной зависимости, в этой местности стали, как грибы после дождя, расти разнообразные заводы и мануфактуры. За обилие промышленных предприятий левый берег Невы от Невской заставы до деревни Мурзинка стали называть "Русским Манчестером".

    1

    Автор: ZweZet


    Одним из "первенцев" российского дореволюционного машиностроения стал нынешний Невский машиностроительный завод. Он основан в 1857 г. Старые корпуса постройки 1857-1863 годов являются памятником промышленной архитектуры, созданным по проекту Р.Генрихсена. В 1926 г перед зданием заводоуправления поставлен первый в Ленинграде бронзовый памятник вождю мирового пролетариата.
    3

    Автор: ZweZet1


    Выходящий на бывший Шлиссельбургский тракт Большой Смоленский проспект назван так в честь рабочего поселка Смоленский, находящегося здесь. Еще в 20-х годах ХХ века сюда подошла городская застройка. Здания этого времени сохранились вдоль Шлиссельбургского тракта (ныне пр.Обуховской Обороны).
    0

    Автор: ZweZet


    Двинемся далее вдоль Невы по самому длинному проспекту нашего города (около 14 км), вдыхая выхлопные газы и слушая грохот трамваев и натужный рев машин. Следующим промышленным гигантом на нашем пути будет Александровский (ныне Пролетарский) чугунолитейный завод.
    0

    Автор: ZweZet


    Чугунное литье производства этого завода украшает Московские и Нарвские ворота, арку Главного штаба и Александринский театр. На этом заводе создан один из первых пароходов русского флота "Нева", который работал на первой на Черном море регулярной пароходной линии Одесса-Константинополь.
    К концу XIX века рабочие села при предприятиях слились между собой и тянулись сплошной полосой вдоль левого берега Невы. Легкую промышленность С-Петербурга тогда и сейчас представляет пивовареный завод "Вена".
    0

    Автор: ZweZet


    При заводе был одноименный сад Невского общества народных развлечений. Сейчас это парк имени Бабушкина.
    1

    Автор: ZweZet


    В саду "Вена" на народные деньги были созданы народный театр и народная читальня Невской заставы. В рабочих поселках вдоль Шлиссельбургского тракта было множество кабаков, трактиров и портерных лавок. Рабочие проводили свободное время в пьянстве и азартных играх, и местным властям пришлось озаботиться проблемой культурного досуга рабочего класса столицы.
    1

    Автор: ZweZet


    Напротив дореволюционного "досугового центра" находится католический храм Сердца Иисуса, построенный в 1907-1917 г.г в стиле модерн по проекту И.Галензовского.
    0

    Автор: ZweZet


    Недалеко от храма, в небольшом сквере стоит вестибюль станции метро "Ломоносовская".
    1

    Автор: ZweZet


    На месте этого сквера было старинное Преображенское кладбище. В годы советской власти оно ликвидировано вместе с Преображенской церковью, стоявшей на противоположной стороне нынешней улицы Бабушкина, и церковью Сошествия Святого Духа (1912 г). Снесенная Преображенская церковь была при Императорском Фарфоровом заводе. Он основан еще в 1765 г на месте Невской Парцелиновой мануфактуры, пережил все войны и революции и даже работал во время 900-дневной блокады Ленинграда.
    0

    Автор: ZweZet


    Сейчас это ведущее в России предприятие по выпуску высокохудожественного фарфора, которое производит около 500 наименований изделий из твердого, мягкого и костяного фарфора.
    В XIX в рядом с рабочими поселками Невской заставы прошла линия железной дороги С-Петербург-Москва.
    "Прямо дороженька, насыпи узкие,
    Столбики, рельсы, мосты,
    А по бокам-то все косточки русские...
    Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?.."
    В память о строительстве в нечеловеческих условиях железной дороги, соединившей две столицы, остались несколько прудов вдоль железнодорожного полотна.
    0

    Автор: ZweZet

    0

    Автор: ZweZet


    Это карьеры, которые образовались после выемки грунта для строительства железнодорожной насыпи. Читала, что возле станции Сортировочная сохранились деревянные бараки позапрошлого века для путевых рабочих. Еще в 2005 г они были целы, но теперь, увы... Вот что от них осталось.
    1

    Автор: ZweZet


    На территории депо стоит паровоз "Серго Орджоникидзе". Именно он притащил в 1943 г из блокадного Ленинграда первый состав по Дороге Жизни.
    3

    Автор: ZweZet


    Рядом с карьером интересен с виду ничем не примечательный дом по адресу: ул.Полярников, 10.
    0

    Автор: ZweZet1


    Это первый в СССР блочный дом, собранный в 1955 г за 79 дней из железобетонных изделий, изготовленных в цехах домостроительного комбината. Дом стал первенцем новой эпохи в технологии многоэтажного строительства — блочных и панельных домов.
    По шумной улице Бабушкина, застроенной помпезными домами в стиле "сталинский ампир" 30-50-х годов ХХ века, дойдем до тихой и зеленой Ново-Александровской улицы. На ней в старинном деревянном доме находится музей Невской заставы и рядом сохранившийся уголок рабочей окраины С-Петербурга.
    2

    Автор: ZweZet


    4

    Автор: ZweZet


    Эта улица вновь выведет нас на проспект Обуховской Обороны. Здесь мы увидим еще один промышленный гигант дореволюционного Петербурга. Обуховский завод основан в 1863 г на месте бумагопрядильной мануфактуры, где трудились подростки Императорского Воспитательного дома, который патронировала супруга Павла I императрица Мария Федоровна. Еще в 1817 г рядом с мануфактурой была построена карточная фабрика, производившая игральные карты для всей России (ныне Комбинат цветной печати).
    1

    Автор: ZweZet

    0

    Автор: ZweZet


    Мануфактуру в 1863 г упразднили, и на ее месте горный инженер П.Обухов основал казенный сталелитейный завод. 4 ноября 1874 г в казенной квартире Обуховского завода у приемщика Морского министерства на заводе В.И.Колчака и его законной жены О.И.Колчак родился сын Александр — будущий Верховный правитель России и неутомимый борец "за единую и неделимую" монархию, расстрелянный большевиками в 1920 г в Иркутске. Будущего адмирала А.В.Колчака крестили в Свято-Троицкой церкви, стоящей рядом с заводом, 15 декабря 1874 г, о чем в метрической книге церкви за 1874 год под № 50 имеется соответствующая запись.
    3

    Автор: ZweZet


    1

    Автор: ZweZet


    Церковь, где крестили будущего адмирала Колчака, построена в 1785-1787 г.г. по проекту архитектора Н.Львова. Тогда здесь находилось село Александровское, где была усадьба с парком, которой владел князь А.Вяземский. Он захотел построить в своей усадьбе храм, посвященный празднику Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме. В постройке храма финансово участвовала Екатерина II. По ее желанию храм освятили в честь Святой Живоначальной Троицы. В 1938 г храм закрыли, но сносить не стали, признав памятником архитектуры, и превратили в клуб. Однако, в 1946 г храм снова открылся для богослужений. Сегодня главная святыня храма — икона Божией Матери "Всех Скорбящих Радости" (с грошиками). Иконостас и ряд икон помещены в Троицкую церковь из уничтоженных ранее храмов.
    1

    Автор: ZweZet


    В честь Свято-Троицкой церкви назван микрорайон Троицкое поле, застроенный в конце XIX века бараками для рабочих Обуховского завода.
    1

    Автор: ZweZet


    На пересечении пр.Обуховской Обороны и ул.Чернова рабочие Обуховского завода в мае 1901 г держали ту самую Обуховскую оборону, в честь которой назван самый длинный проспект в С-Петербурге.
    0

    Автор: ZweZet

    Обуховская оборона (май 1
    2

    Автор: ZweZet

    Обуховская оборона (май 1901 г)


    Рабочие поселки вдоль Шлиссельбургского тракта уже давно вошли в черту города. Этот район С-Петербурга не входит в число престижных и туристически привлекательных, но он славен своими давними революционными традициями.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    54 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Санкт-Петербург
    сообщить модератору
    • 1499Sergey
      помощь
      1499Sergey
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 мар 2012
      6 фев 2013, 20:44
      удалить
      Город — трудяга!
    • Shche
      помощь
      Shche
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 фев 2011
      6 фев 2013, 21:06
      удалить
      я Манчестер только проезжал на электричке, но впечатление, что очень похоже...
    • ivankutchin
      помощь
      ivankutchin
      в друзья
      в контакты
      С нами с 18 сен 2011
      6 фев 2013, 21:45
      удалить
      В промзонах есть свое очарование. В серую пасмурную погоду оно чувствуется как-то особенно остро. Однако, частые прогулки в таких местах не способствуют снятию стресса.
    • Florence
      помощь
      Florence
      в друзья
      в контакты
      С нами с 23 апр 2009
      6 фев 2013, 22:30
      удалить
      Поездка на трамвае от Речного вокзала до Московского вокзала — одно из сильнейших моих воспоминаний о Петербурге.
      Я правильно поняла, что это — те самые места?
    • eduardos
      помощь
      eduardos
      в друзья
      в контакты
      С нами с 23 ноя 2012
      7 фев 2013, 04:55
      удалить
      Пару раз проезжал мимо подобных питерских заводов, ощущение совсем не такое, как от наших-сибирских. У Вас они какие-то величавые!!! В окружении вековых деревьев!!!
    • Donnico
      помощь
      Donnico
      в друзья
      в контакты
      С нами с 31 дек 2011
      Администратор
      7 фев 2013, 14:12
      удалить
      нетрадиционный Питер, неоклассицизм... )) но очарование во всем этом присутствует, полностью согласен, только это очарование имеет большой вес и плотную структуру...
    • Maggie_78rus
      помощь
      Maggie_78rus
      в друзья
      в контакты
      С нами с 1 июн 2012
      8 фев 2013, 12:44
      удалить
      По количеству заводов это был скорее Бирмингем :) — заводов там еще с добрый десяток подальше от Невы...
    • ZweZet
      помощь
      ZweZet
      в друзья
      в контакты
      С нами с 21 ноя 2011
      9 фев 2013, 11:22
      удалить
      Florenceнаписала 6 февраля в 22:30

      Поездка на трамвае от Речного вокзала до Московского вокзала — одно из сильнейших моих воспоминаний о Петербурге.
      Я правильно поняла, что это — те самые места?


      Да, это те самые места, только Обуховский завод и Троицкое поле остались у вас в стороне.
    • ZweZet
      помощь
      ZweZet
      в друзья
      в контакты
      С нами с 21 ноя 2011
      9 фев 2013, 11:25
      удалить
      eduardosнаписал 7 февраля в 04:55

      Пару раз проезжал мимо подобных питерских заводов, ощущение совсем не такое, как от наших-сибирских. У Вас они какие-то величавые!!! В окружении вековых деревьев!!!


      Много предприятий из европейского СССР после войны остались в Сибири и на Урале. В Петербурге ряд заводов имеют статус памятников промышленной архитектуры XIX века. Ломать нельзя, хотя многим бизнесменам и чинушам очень хочется настроить в престижных местах возле метро современных офисных уродов.
    • eduardos
      помощь
      eduardos
      в друзья
      в контакты
      С нами с 23 ноя 2012
      9 фев 2013, 13:05
      удалить
      ZweZetнаписала 9 февраля в 19:25

      Много предприятий из европейского СССР после войны остались в Сибири и на Урале. В Петербурге ряд заводов имеют статус памятников промышленной архитектуры XIX века. Ломать нельзя, хотя многим бизнесменам и чинушам очень хочется настроить в престижных местах возле метро современных офисных уродов.


      Вы правы. Наш Красноярск после войны разросся именно вдоль Транссиба, как сгружали с эшелонов оборудование, так рядом цеха и строили. А уж за цехами и жилой сектор подтягивался.
    Наверх