Yurivar
C нами с 19 марта 2010
-
в друзья
-
в контакты
- по RSS|
Львовские впечатления
Львов — старинный и интересный во многом город. И, сколько бы ты в него не приезжал, всегда откроешь для себя много нового.
Создан 24 октября 2014 г. , 5 материалов
Эта заметка является частью дневников «Львовские впечатления», «Украина и ее достопримечательности»
Развернуть
Если пройти на недалекую от них улочку Армянскую, то дом № 20 пропустить невозможно – у бронзового памятника сидящего за столиком импозантного мужчины всегда много народу. Подсев на другой стул, можно с ним и познакомиться — это изобретатель первой газовой лампы аптекарь Ян Зех. А его соратник Игнатий Лукашеич приветствует вас с третьего этажа.
Мы пришли к ресторану-музею «Гасова Лямпа», размещенному в здании старинного особняка, в котором и была изобретена та самая газовая лампа. Оно занимает три этажа и оборудовано винтовой лестницей, по которой можно выйти на летнюю панорамную площадку на крыше.
Ресторан был открыт в 2008 году в честь 155-летия появления во Львове первой керосиновой лампы. Оказывается, это Львов подарил миру газовую лампу, которая позже стала известной как «Венская».
Само открытие произошло в 1853 году, когда работники аптеки "Под золотой звездой" Игнатий Лукашевич и Ян Зег разработали методику дистилляции и очистки нефти, что позволило начать производство керосина или "новой камфины", как называл тогда керосин Лукашевич. В декабре того же года изобретатели получили австрийский патент. И тогда Ян Зег открыл во Львове первое небольшое нефтеперерабатывающее предприятие.
А Игнатий продолжил свои опыты и, взяв за основу масличную лампу, он применил керосин как горючее для освещения. Но первые неудачные попытки, сопровождавшиеся даже взрывами, не остановили изобретателя. Тогда он привлек к работе мозговитого жестянщика Адама Братковского и тот сделал ее безопасной и работающей без копоти.
Такую эволюцию керосиновой лампы, которая верой и правдой освещала дома во многих странах на протяжении ряда десятилетий, можно проследить в ресторанной "экспозиции". Она включает около 200 светильников, созданных в разные годы 19-20 веков.
Размещены здесь и репродукции фотографий разнообразных ламп и короткая информационная справка о них. Хранится в ресторане и копия того самого первого светильника. Помню и я такую у нас в доме в раннем детстве и в уральских деревнях — их еще небрежно называли "керосинка". Думаю, в российской глубинке такие лампы есть и сейчас в каждом доме.
Многие наверняка знакомы и с лампой под названием "Летучая Мышь". Оно произошло от слова «Fledermaus» — так называлась немецкая фирма, которая в XIX веке создала ветроустойчивый фонарь с керосиновой лампой. Позже так стали называть все подобные светильники. Раньше с такими фонарями обычно стояли стрелочники, встречая проносившиеся мимо поезда. Не знаю, есть ли такое сейчас.
Зайдя в ресторан, не пугайтесь звуков взрывов, вспышек и запаха керосина — это официанты периодически устраивают различные пиротехнические фокусы. Cчитается, что по расположению комнат и их интимному освещению, это больше молодежное заведение. Поэтому в нем и звучит музыка в стиле рок и гранж.
Здесь также хороша кухня и оригинальна подача блюд — часто вместо посуды используют всякие химические лабораторные приспособления (мензурки, колбочки и т.д.). Среди названий блюд можно встретить «огненные» и «керосиновые» наименования. Например, настойки «Гасівка», «Бензинівка», «Нафтівка», а лимонад носит название «Вогнегасник» — огнетушитель. Цены в ресторане вполне демократичные, да и порции немалые. И, конечно же, все очень вкусно.
Выйдя из Гасовой Лямпы, можно повернуть за угол на улицу Сербская и посетить еще одно креативное заведение, также входящее в сеть концептуальных авторских ресторанов "!Фест".
Для некоторой части читателей оно может оказаться не менее скандальным, чем посещенная ранее "Крыивка" – это будет первая и единственная ресторация в мире, посвященная тоже уроженцу Львова — Леопольду фон Захер-Мазоху – основоположнику мазохизма — Мазох зовет и искушает.
Свернуть
Эта заметка является частью дневников «Львовские впечатления», «Украина и ее достопримечательности»
Развернуть
Прогулявшись по центральной львовской площади Рынок и посетив кафе, где добываются шахтным способом кофейные зерна — Львовские Кав’ярни и увидев место, где была изобретена первая в мире газовая лампа — Кто изобрел "керосинку", освещавшую все наши дома?, можно свернуть на улицу Сербская.
Кто не в курсе – Львов во все времена без исключения, был и есть очень интернациональным городом, о чем свидетельствуют названия его улиц – Армянская, Сербская, Староеврейская, Русская и многие другие.
Так вот, на улице Сербской находится еще одно уникальное заведение из этой же сети – “Мазох-Cafe”. Подойдя к нему, мы сразу сталкиваемся носом к носу с бронзовой фигурой молодого и франтоватого мужчины.
Тогда – в середине 19 века — так одевалась вся «золотая» молодежь. Это и есть Леопольд фон Захер Мазох собственной персоной – основоположник всем известного, но, в то же время, и малознакомого для большинства «Мазохизма».
Уже около этой фигуры и начинаются наши секс-мазохистские приключения. Скульптура несколько необычна – в ней есть ряд пустот и отверстий. Через грудь мы можем видеть как бы «изнанку жизни» каждого человека. Присмотревшись, мы видим в ее мраке обнаженную танцующую девушку, куда-то нас завлекающую.
А в его глазах можно заметить бегающих чертенят. Но, присмотревшись, видно, что это тоже веселые барышни.
Можно залезть рукой в левый карман брюк, чтобы положить туда «на счастье» монетку. Не подозревая подвоха, опустил туда руку с монеткой и я.
И — О, Ужас! Что это? Да это же самое настоящее и твердое мужское достоинство! И только потом я обратил внимание, что многие девушки, вынимая оттуда свои руки, краснели и хихикали.
Оправившись от шока, поднимаемся по ступенькам к двери ресторана, которая выполнена в виде замочной скважины — эдакого символа вуайеризма. Леопольд любил подглядывать за тем, как другие занимались любовью. Изображение замочной скважины мы встретим и в некоторых деталях интерьера заведения.
Зайдя в ресторан, можно поближе познакомиться со столь знаменитым в определенных кругах персонажем. Леопольд, родившийся в 1836 году, был не простым ребенком. Его отец являлся президентом Галицкой полиции (т.е. всей полиции большого края Галычина), а мать — дочерью профессора и тогдашнего ректора Львовского университета Франца фон Мазоха.
Как же пришел этот тихий и воспитанный мальчик к жизни такой, создав небывалое для того времени течение «Мазохизм»? Считается, что на него повлияла неожиданная картина, которую он подсмотрел в своей ранней юности, застав свою тетю за актом прелюбодеяния. Он испытал тогда одновременно и ужас, и наслаждение. Эти наслаждения увеличились у него еще и от того, что тетя избила его, узнав об этом.
И потихоньку начал «окучивать» это дело, став довольно известным писателем в столь необычной для того времени тематике. Свою основополагающую повесть «Венера в мехах» Мазох написал в 1869 году и по тем временам она была более чем смелой.
Сначала ее опубликовали в журнале, а затем произведение вошло в первый том цикла Захера-Мазоха «Наследие Каина». Сюжет повести затронул все глубины человеческих взаимоотношений. Не зря, наверное, ее экранизировали более шести раз. И последний — в 2013 году известным режиссером-мистиком Романом Полански.
Вот так и существует уже более ста пятидесяти лет Мазохизм — склонность получать удовольствие, испытывая унижения, насилие или мучения, который одни считают извращением, а другие – истинным наслаждением.
Ресторан Мазох-Cafe воссоздает интимную атмосферу в стиле его произведений.
На стенах развешены цитаты из его самого известного произведения «Венеры в мехах» и вырезки из газет еще «тех времен».
Не обошлось в интерьере и без плеток, цепей и наручников. Ну, и, конечно, присутствуют в большом количестве каблучки от женских туфель. Они повсюду – и чаще всего в качестве вешалок для одежды. В женской туфельке приносится и счет!
Все официантки одеты в стиле садо-мазо: ошейники, кожаные пояски, вызывающие кофточки. Некоторые девушки, как говорят в Одессе, очень «начитаны» — обладают большими и вызывающими положительные эмоции грудями.
Выбирая меню, можно также выбрать и орудия «мазохизма»: плетку, кандалы или веревку, которыми официантка приковывает или привязывает посетителя к его стулу.
Ну, и конечно, это увлечение не обошло и кухню – здесь обилие афродизиаков (приправ, которые возбуждают сексуальное влечение почище таблеток « Виагра»), стимулирующих половое влечение. Каких только изощренных названий блюд нет! Говорят — чего только стоит супчик из пениса быка «Стояк на твій смак» и бычьи тестикулы (яички) «Сила Мінотавра»!
Есть и многое, многое подобное во вторых, третьих и даже десертных блюдах...
Например, вам могут предложить салат «Банька и кнут», шоколадное фондю
«12 принципов разврата»», горячую закуску с сельдереем «Не торопи финал», фрукты со сливками «Уздечка страсти» и т.д. и т.п. ...
P.S.
Понятие «Мазохизм» в сексуальной патологии ввел в 1886 году в своей монографии «Psychopathia sexualis» психиатр и невролог Рихард фон Крафт-Эбинг.
Ну, а теперь можно посетить и другое интересное заведение, которое вызывает разные кривотолки — ресторан Крыивка, посвященный тематике борьбы украинцев против Советов — Львовская Крыивка или ресторацию "Мясо и Справедливость" — там вы окунетесь в средневековье и в его жестокие, но справедливые законы — Самый справедливый ресторан во Львове
Свернуть
Эта заметка является частью дневников «Львовские впечатления», «Украина и ее достопримечательности»
Развернуть
Пройдя на недалекую от них улицу Валова, дом 20, мы попадем в интересный Бернардинский сад во дворе церкви святого Андрея Первозванного. В нем находится еще один уникальный по своей тематике Гриль-ресторан ”Мяса и Справедливости”, также входящий в сеть львовских рестораций «!Фест».
Миновать его никак не удастся — заманчивый аромат жареного мяса можно почувствовать еще под средневековым стенами Бернардинского монастыря. Это уголок Пана «Малодоброго» — последнего палача (укр. — ката) средневекового Львова. Когда-то он здесь и жил и по соседству «работал».
Вот и сейчас над входом висит вывеска — "Городская служба исполнения наказаний"
В этом трактире, несмотря на окружающий посетителей антураж, всегда царит веселая атмосфера. А антураж здесь особый – это средства пыток и казни преступников. Вокруг столов для посетителей стоят клетки, цепи, топоры и различные приборы для пыток.
В обязанности палача входило не только исполнение наказания, но и осуществление надзора за девушками и женщинами легкого поведения. Кстати, официантки этого заведения, одетые в красные подвязки и фартуки, похожи на подопечных этого оригинального львовского муниципального сотрудника.
По вечерам Пан «Малодобрый» сам встречает посетителей и рассказывает желающим историю средневекового Львова, акцентируя их внимание на необычных атрибутах своего ремесла. На стенах заведения висит много иллюстраций тех средневековых страстей. Из этих рисунков можно понять, что казнь тогда исполнялась четырьмя способами: отсечением головы, повешением, сожжением и ломкой колен.
Но на этом фантазии палачей не заканчивались. Кодекс уголовного средневекового права помимо этих видов казни, включал в себя еще и такие как четвертование, утопление, посадка на кол и даже волочения осужденного преступника по земле за лошадью.
Ну, а перед казнью обвиняемого подвергали пыткам. И, порой, очень изощренным. Поначалу ему показывали, что и как с ним будут делать. Так сказать, подготавливали психологически – а вдруг все расскажет и так? Тогда – в средние века во время допросов использовались два вида пыток — прижигание и растяжения.
Кресло с иголками и гвоздями применялось при допросах. Обнаженного узника сажали в кресло в такой позе, что при малейшем движении в него впивались иголки и гвозди.
Прижигание осуществлялось с помощью раскаленного железа, а растяжение состояло в вытягивании тела подозреваемого вплоть до выскакивания костей из суставов.
Преступников знатного происхождения казнили на Рынке – центральной площади города у Ратуши. Там же в 1596 году был установлен и каменный “Прангер” (столб позора), украшенный скульптурной композицией, состоящей из фигур палача с мечом и богини Юстиции с весами справедливости. Сейчас эта композиция находится в шикарном Итальянском дворике.
После ознакомления с экспозициями и средневековыми обычаями, в ресторане "Мясо и Справедливость" можно и пообедать. Выбор меню здесь большой и на первом месте блюда из мяса – ведь палач Пан «Малодобрый» был большим спецом в этих делах.
Прямо у входа расположен громадный гриль, на котором готовятся десятки разных мясных блюд, овощи на гриле и многое другое.
Днем в ресторане спокойно, а вот вечером – не протолкнуться и для больших компаний нужно заказывать места заранее.
Если хочется посетить еще один ресторан с историческим уклоном, можно вернуться на площадь Рынок, 14 и найти там (вывески нет!) ресторан "Крыивка" (Тайник), тематика которого — борьба украинцев за независимость страны в период 1942-1953 г. — Львовская Крыивка.
Свернуть
Эта заметка является частью дневников «Львовские впечатления», «Украина и ее достопримечательности»
Развернуть
Прогуливаясь улочками Львова, вы обязательно почувствуете аромат этого бодрящего напитка. Кофейни, или как их называют здесь – Кав’ярни – на каждом шагу. И это не преувеличение. Львовяне любят эти заведения и многие деловые вопросы они решают здесь не за рюмкой водки, а за чашечкой этого ароматного напитка.
Кав'ярен во Львове не счесть. И каждая из них имеет свое, отличное от других, лицо. Это не забегаловки или Макдональдсы, где наливают «кофе из ведра». В настоящей львовской кав'ярне персонал имеет и свою униформу, и какие-то свои экспозиции на тему этого напитка и, конечно, хорошую технику для его приготовления.
А многие ли из вас знают, как и где добывают кофе? Некоторые ответят, что он растет на кустах. А вот и нет! На самом деле, его добывают в подземной шахте – по украински — в «копальне». Вот туда мы сейчас направимся и все узнаем.
Самая главная «копальня» находится в центре старого города – на площади Рынка, дом 10. И на ее месте тоже есть Кав’ярня, которая называется «Львiвська копальня кавы». Туда мы и заглянем.
Аромат свежеподжареного кофе слышен уже на улице за несколько метров до входа. Зайдя внутрь, мы видим большую драгу, которая поднимает что-то из недр здания. В ее ковшиках видны зерна кофе. По транспортеру они направляются в сушилку и поджарку и тут же при нас его упаковывают и продают.
Небольшой группой нас проводят в святая святых — внутрь «копальни». Мы спускаемся по лестнице и попадаем в полутемный и узкий коридор-штрек, в боковых отсеках которого стучат отбойные молотки.
— Это там добывают кофе – серьезно сказала наша гид и отколупала со стены пару зерен. Потом подняла с пола еще горсть. Видите как много его здесь! Мы прошли метров сто по подвальным лабиринтам и, действительно, я сам поднял с пола еще несколько зерен. Вот это да!
В полумраке подвала были различимы столики и за ними, наверно, хорошо посидеть на пару с близким человеком за чашкой кавы – так на всех славянских языках называют кофе.
Но мы здесь для дегустации останавливаться не стали, а поднялись наверх и устроились за уютными небольшими столиками на первом этаже.
Шедшие рядом со мной две девушки, бурно обсуждали эту экскурсию и, как мне показалось, всерьез поверили в эту версию происхождения кофе. Уж очень все было правдоподобно. И, если бы я не видел как он растет на кофейных плантациях во Вьетнаме или Кении, возможно тоже охотно поверил бы в это.
А какая же связь между кофейнями Львова и Вены? Оказывается, она тоже есть. Почему в Вене также любят этот напиток? На эту тему есть даже легенда, героем которой стал наш земляк Юрий Франц Кульчитский (1640—1694) – уроженец львовщины и весьма неординарная личность того времени. Он был шляхтич, торговец, военный, дипломат и разведчик XVII века. Но в историю вошел как «человек, научивший Европу пить кофе».
Как же это случилось? В молодости он, совершая вместе с запорожскими казаками поход на турок, попал в плен и хорошо освоил и их язык, и их обычаи. В числе усвоенных турецких обычаев было и употребление кофе. Спустя время он был выкуплен из плена и стал работать в торговой компании в Вене.
В июле 1683 Вену осадила турецкая армия и защитникам города пришлось очень туго – заканчивались запасы продовольствия. Тогда Юрий, переодевшись в турка, пошел под видом торговца на разведку. Передал кому надо письмо осажденных о помощи и попутно купил у турок кофе и отдал его воинам Вены. Те жевали его и потому и выжили. А за это время пришло подкрепление союзников с Польши, Австрии и Германии и враг позорно бежал. И доныне австрийцы чтят Юрия Кульчицкого как своего героя.
Его отблагодарили, дав в качестве награды 300 мешков кофе, захваченного у турок. И тогда он начал приобщение венцев к этому напитку. Поначалу он разносил его по улицам города в кувшинчиках на подносе, но этот напиток не пользовалься особо большим спросом. Тогда он стал подслащивать его медом и добавлять в него молоко и сахар – вот отсюда и пошёл рецепт знаменитого «кофе по-венски». Кроме того, молва ему еще приписывает и изобретение круассанов — рогаликов в виде «турецкого полумесяца».
Галичанин Кульчитский открыл в Вене первое кафе и сам готовя кофе, приучил европейцев его пить. Хотя, по правде говоря, в Европе кофе знали еще с XV столетия, но употребляли его как лекарство, да и зерна стоили тогда очень дорого. Украинский шляхтич сделал напиток популярным. Затем кофейные зерна Кульчицкий привез во Львов и с тех пор началась традиция львовского кофе.
В благодарность за приобщение к такому чудесному напитку, жители обоих городов – Вены и Львова – поставили ему памятники. И в обоих городах есть улицы с его именем.
Вот такая история была у «кофе по венски».
Ну, а до следующего интересного места, куда всегда стоит очередь — совсем недалеко. Оно находится на этой же площади Рынок в доме № 14. Это ресторан "Крыивка" (Укрытие, Тайник). Он тоже супер-креативный, но тематика его военная — борьба украинцев за независимость страны в период 1942-1953 г. — Львовская Крыивка.
Совсем неподалеку от площади Рынок находятся еще несколько интересных заведения из этой же сети креативных кафе-ресторанов — "Мазох-Cafe", созданного в честь своего земляка Леопольда фон Мазоха — основоположника "Мазохизма" — Мазох зовет и искушает, "Гасова Лямпа" — о создателях первой в мире керосиновой лампы — Кто изобрел "керосинку", освещавшую все наши дома? и ресторация "Мясо и Справедливость" — там вы окунетесь в средневековье и в его жестокие, но справедливые законы — Самый справедливый ресторан во Львове
Ну, и конечно, не стоит пропускать ресторан Львiвська Криївка, посвященный тематике борьбы украинцев против Советов — Львовская Крыивка
Свернуть
Эта заметка является частью дневников «Львовские впечатления», «Украина и ее достопримечательности»
Развернуть
Здесь, вокруг городской Ратуши, сосредоточено все самое интересное – кафе, магазины, музеи и рестораны.
После того как мы посетили ресторацию "Мясо и Справедливость", где окунулись в средневековье и в его жестокие, но справедливые законы — Самый справедливый ресторан во Львове, побывали в шахте, где добывается кофе и узнали как приготовляется "справжня" (настоящая) львовская кава — Львовские Кав’ярни, нужно обязательно пройти к другому раритету этой площади – ресторану “Крыивка”. Он находится по соседству в доме № 14 прямо напротив входа в Ратушу.
Но, подойдя к этому дому, вы нигде не обнаружите даже намека на это заведение – нет никаких указателей или вывески. Ничего. И это правильно – ведь Крыивка (укр. — "Криївка) – это “схрон” – тайное место, где жили под землей в горах Карпат воины Украинской Повстанческой Армии (УПА). О таком месте никто не должен был знать и найти его было непросто.
Это был первый тематический ресторан во Львове, созданный по программе авторских ресторанов «!Фест», объединившей в городе двенадцать таких уникальных заведений. Крыивка является рестораном, выполненным в стиле военного бункера УПА, которая действовала в Западной Украине свыше 10 лет — в 1942-1953 гг. Борьба за независимость Украины у УПА была трудной – сначала с немцами, а потом с Советами.
Крыивка была открыта в октябре 2007 года и имела колоссальный успех, не спадающий и поныне.
На открытии ресторана автор проекта Юрий Назарук признался, что они использовали близкую и личную для каждого украинца тему, но трансформировали ее не в трагедию, а в праздник.
Итак, зайдя с площади в ничем не примечательную дверь дома № 14, вы спускаетесь вниз и натыкаетесь на закрытую обшарпанную дверь. Нужно постучать в маленькое окошко. Его приоткроет часовой в военной форме воина УПА с настоящим Шмайссером в руках и потребует «гасло» (пароль). Нужно ответить «Слава Україні!». Часовой ответит: «Героям слава!».
После этого он откроет дверь и, внимательно посмотрев на ваши физиономии, может спросить нет ли среди вас "москалів, комуністів, німакiв (немцев) або запроданців "(предателей). И чтобы вы не ответили, вам все равно для проверки предложат выпить рюмочку медовухи. Считается, что в случае, если вы сказали неправду, у вас на лбу должна проявиться красная звезда!
И только после «принятия на грудь» медовухи, книжный шкаф, возле которого вы все это время стояли, откроется и вы cможете через него попасть внутрь. У-ф-ф!
Дизайн заведения напоминает секретный бункер: стены обшиты досками, везде стоят массивные деревянные столы и стулья. На стенах и потолке — фотографии и портреты героев украинского повстанческого движения из героического прошлого.
Барная стойка и двери в подвальные залы закамуфлированы под книжные шкафы с потрепанными книжками. Кругом военные раритеты — элементы быта, военная одежда, каски, фляжки для воды, керосинки и настоящее оружие, среди которого есть пистолет-пулемет МП-40, который в обиходе все называли «Шмайссером» и советский ППШ. Вдоль стен расставлены коробки для патронов. Усиливают впечатления и официанты в камуфляже — и парни, и девушки.
Кроме трех залов, стены которых выложены из нетесаного камня, вмещающих больше 200 посетителей, есть еще и тайная «штаб-квартира» для небольшой и теплой компании.
Пройдя по коридору с военными раритетами, вы выйдете во внутренний дворик и увидите слева стенку, показывающую техническую часть оборудования командного бункера – рации, системы вентиляции и многое другое.
На дереве висит парашют. А впереди собран какой-то высокий монстр – помесь бульдозера с самолетом, который был несбыточной технической военной мечтой повстанцев.
Если подняться по винтовой лестнице на крышу, то там можно не только уютно посидеть за столиками, сделанными в стиле ящиков для патронов и снарядов, но и поуправлять "зениткой".
Усевшись за стол, можно заказать уникальные блюда — борщ «Перше причастя героя», кулеш «Пантелеймонова сокира», хрустящие свиные ушки «Не хлопай вухами», свиные пятачки «Не пхай рило», картошку, запеченную с салом «Свято в лісі».
А блюдо «Вечеря лісового гауляйтера» включает запеченую говядину с брынзой, луком, картошкой, майонезом и вином. Все блюда подаются в военной посуде. И цены вполне демократичные. Мы на двоих с супругой потратили на обед с медовухой 150 гривен (ок. 450 рублей).
Все вместе взятое — оригинальный интерьер, приветливое обслуживание, хорошая украинская кухня и множество интересных деталей отлично передают атмосферу времен Украинской Повстанческой Армии, действовавшей на территории УССР до 1953 года.
Жертвы ее были не напрасны – независимая Украина существует. А вот тех стран, с которыми она воевала — ни нацистской Германии, ни коммунистического СССР — уже нет ни на каких картах Мира!
И, несмотря на такую сложную военно-политическую тематику, которая, собственно, и сделала Крыивку одним из самых популярных ресторанов и в Украине, и в Европе, здесь всегда рады всем посетителям, независимо от их национальности и политических взглядов.
P.S. Может кто-то спросит — а как же там обстояло дело с русским языком? Не "притесняли" ли меня, специально говорившего только на нем? С этим ни во Львове, ни в Карпатах, куда я позже поехал, не было никогда никаких проблем. Более того, многие жители, в том числе и сельские, знают еще по два-три иностранных языка — польский, словацкий или мадьярский. А о русском я уже и не говорю — он для них стал вторым родным.
Свернуть