Катманду

Катманду

LAT
  • 27.70663N, 85.31776E
  • Я здесь был
    Было: 157
    Хочу посетить
    2787

    278 материалов по 49 объектам,  6 576 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    Hanya 389
    shanin 328
    Olegon 230
     
    Shche
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 16 фев 2011

    Живая богиня Кумари

     
    8 апреля 2014 года||39 (21)| 36| 454446

    Эта заметка является частью дневников «Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО»«Памятники и объкты, достойные внимания»

    Чего можно ожидать от посещения экзотической малознакомой страны с богатой историей и традициями? Да чего угодно! Казалось, я готов ко всему. Но на деле оказалось не так. К чему-чему, но встретиться с живой богиней даже я оказался не готов.

    Ну как "встретиться"... Нас не представили, мы не обменялись рукопожатиями, не выпили на брудершафт... Мы только встретились взглядами... Это был не мимолетный взгляд, мы смотрели друг другу в глаза несколько секунд... еще через несколько секунд богиня забыла о моем существовании, но я этот момент запомнил на всю жизнь.

    Дело было в Катманду. Мы вышли в исторический центр города на площадь Дурбан. Это один из объектов, охраняемый ЮНЕСКО, где расположились старые храмы и старый королевский дворец. Сама площадь с древности была рыночной, и современные непальцы как бы поддерживают традицию, только сейчас здесь царствуют торговцы сувенирами. Увлекшись разглядыванием старинной архитектуры и изящной резьбы по дереву, я не сильно обращал внимание на комментарии гида, который был весьма условно "русскоязычный" (учился в свое время в Москве)и понять его было делом мудреным. По-этому, когда он пытался нам рассказывать о многочисленных богах индуистского пантеона, сам признавал, что 90 % информации как правило туристами не воспринимается, к чему он привык и не сильно настаивал, что бы мы подтверждали усвоение его слов. Тут же я заметил, что гид как-то настойчиво ищет от нас понимания, при этом сам был как-то заметно возбужден. Волей-не-волей пришлось вслушаться в его рассказ...

    А говорил он нам о живой богине Кумари. . В инете оказалось большое количество информации, даже в русской Вики есть огромная статья, в которой изложено и три версии обожествления Кумари, и процедура избрания живой богини, и даже имена и дальнейшая судьба всех богинь с начала 20-го века. Я перескажу только то, что рассказал нам гид, так будет как-то правильне, по-моему.

    Слово "кумари" можно перевести как "девочка", или "девственница". Существую старая легенда, что когда-то очень давно, еще в добуддийское время, король Джаяпракаш Малла (признаюсь, имя короля я естественно не запомнил, более того, я бы его правильно и не улышал, у гида был жуткий акцент, потому сам подсматриваю в Вики:)) вступил в порочную связь с маленькой девочкой пяти-шести лет, в результат чего девочка умерла. За это могущественная богиня Таледжу решила наказать короля. Она стала являться ему во снах в образе маленкькой девочки, требуя раскаяния. С тех пор король каждый год должен был проводить специальные ритуалы и просить благословения от Кумари.

    Этой истории более 2500 лет, но ритуал поклонения Кумари то переодически появляся, то предавался забвению, пока последняя династия непальских королей не восстановила эту традицию в 17-м веке. С тех пор специальное жюри отбирает по каким-то критериям, не связанным с внешностью, девочку 3-4 лет, в которую вселяется богиня Таледжу. Эта девочка объявляется живой богиней, только она имеет право поставить тилаку (красную точку на лбу при обрядовом посвящении) королю. Происходит это раз в году во время праздника Кумариджатра. В этот день король прибывает в храм для совершения пуджи (индуистского ритуала), и богиня Кумари благословляет его тикой, что означает продление его власти на годичный срок, до праздника в будущем году. Богиня покидает тело Кумари, как только у девочки случается первая потеря крови. После этого девочка, проведшая почти десятилетие в специальном дворце, который ей позволялось покидать только раз в году, возвращается в обычную жизнь с пенсией от государства около ста долларов в месяц. Сущуствует поверие, что муж бывшей Кумари умирает в течении года после женитьбы, но в последнее время такая традиция перестала работать, и бывшие богини спокойно живут обычной жизью...

    Как известно, королевское правление в Непале было прервано несколько лет назад, но традиция почитания Кумари остается очень устойчивой в современном Непале, даже у части населения, исповедующей буддизм. Более того, в Непале сейчас есть три Кумари, в каждой старой столице (Катманду, Бхактапуре и Патане) своя. В Катманду Кумари носит дополнительный титул "королевская". Сейчас каждое утро Живая богиня появляется на балконе своего дворца на несколько секунд и своим взглядом благословляет собравшихся. Считается, что если в тот момент, когда ваши взгляды встретятся, ее о чем-то мысленно попросить, то это обязательно случится...

    Почти все это рассказывал нам гид, пока мы медленно шли вдоль рынка с сувенирами. В конце площади виднелся не выделяющийся ни чем трехэтажный красный дом. Оказалось, это был есть Кумари Гхар — дворец Кумари. "Если нам сильно повезет, мы сможем увидеть Кумари сегодня утром" — с такой надеждой мы направились ко дворцу.

    5

    Автор: Shche

    Когда гуляешь по незнакомому городу, часто рассуждаешь, а правильно ли делаешь, что город изучаешь самостоятельно, может лучше нанимать гида? Однозначного ответа нет. Но в этом случае я знаю точно, что прошел бы мимо этого здания, даже не заглянув внутрь, даже увидав, как группа людей выходит из ворот

    8

    Автор: Shche

    А вот гид немного всполошился. Раз люди выходят, значит Кумари уже выглянула из балкона, всех благословила, а мы ... а мы, как обычно, опоздали... И, зайдя во внутренний дворик дворца мы убедились в этом. Внутри не осталось ни одного человека.

    7

    Автор: Shche

    Обычно, это удача для туриста. Можно спокойно походить, все рассмотреть, все отснять...

    5

    Автор: Shche

    5

    Автор: Shche

    ... кроме самой Кумари, конечно

    3

    Автор: Shche

    Но тут же штука в другом. Тут надо увидеть ЖИВУЮ БОГИНЮ, а не наслаждаться уединением. Пока я об этом подумал, находчивый гид метнулся в боковую дверку, куда вход иностранцам строго воспрещен (на фото слева)

    4

    Автор: Shche

    Через минуту он вышел просто сияя от счастья — он договорился, что Кумари выглянет в окошко специально для нас! Я не знаю, чем больше руководствовался наш гид. То ли реально очень хотел, что бы ее увидали (может рассчитывая на будущие чаевые), то ли сам очень хотел о чем-то попросить Кумари, ведь он признался, что придерживается индуизма. Главное, он это сделал, и через минуту Живая богиня Кумари показалась в среднем окне этого балкона специально для нас!

    8

    Автор: Shche

    Нас было трое: я, сын и гид. Она смотрела только на нас. Мне казалось, только на меня. я оказался не готов. Обычно я в таких случаях прошу только здоровья своим родным. Здесь же мысли просто табуном неслись в голове. Я такого в жизни не испытывал. Буря эмоций, а ведь нужно и что-то попросить, она же смотрит, и прямо мне в глаза! Здоровья всем — конечно! А может мира своей стране? Это обязательно! Это сейчас на первом месте. А может еще чего? А потом стоп! Не надо ничего просить. Просто посмотри ей глаза в глаза. Она же богиня, она сама поймет, чего мне больше нужно, и даст, если я того достоин...

    Через несколько секунд девочка исчезла внутри своего дворца. Со смешанными чувствами мы вышли на улицу. Там я купил открытку с фото нынешней богини Кумари. Она была именно такой, только взгляд был живой, не много уставший, но не такой официальный

    8

    Автор: Shche2

    Отойдя несколько шагов, я обернулся взглянуть на дворец Кумари. Сейчас он показался мне настоящим дворцом

    11

    Автор: Shche

    На верху я заметил золотой балкон. Вероятно, раньше Кумари выглядывала из него, может не каждый день, может по праздникам, может только для короля... Я тогда не расспросил гида, просто сфоткал балкон, как очередную деталь-достопримечательность...

    8

    Автор: Shche

    7

    Автор: Shche

    Вот такая история. Она запомнится мне на всю жизнь. А Кумари? Девочка наверняка забыла о нас через несколько минут после "ауедиенции"... А вдруг нет. Вдруг она периодически вспоминает и думает, что это были за европейцы, для которых меня попросили выглянуть с балкона отдельно, и что же меня просил тот большой не бритый белый человек...?

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    12 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Катманду
    сообщить модератору
    • fORTUNA
      помощь
      fORTUNA
      в друзья
      в контакты
      С нами с 15 сен 2010
      8 апр 2014, 23:12
      удалить
      Любопытно ! Но все таки , жизни девочки не позавидуешь.!
    • Melnickiy
      помощь
      Melnickiy
      в друзья
      в контакты
      С нами с 26 янв 2010
      8 апр 2014, 23:22
      удалить
      Очень интересно!!!
    • Natali_happy
      помощь
      Natali_happy
      в друзья
      в контакты
      С нами с 13 мар 2013
      8 апр 2014, 23:29
      удалить
      Восторг даже от рассказа, не видя всего этого, представляю, как эмоции Вас захлестнули! Такое на всю жизнь запомнится!
    • Shche
      помощь
      Shche
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 фев 2011
      9 апр 2014, 00:42
      удалить
      fORTUNAнаписала 8 апреля в 20:12

      Любопытно ! Но все таки , жизни девочки не позавидуешь.!


      Тут как сказать. Девочки выбираются из бедных семей, получают образование, пенсию... возвращаются "в люди". Может оно того стоит...
    • Shche
      помощь
      Shche
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 фев 2011
      9 апр 2014, 00:43
      удалить
      Melnickiyнаписал 8 апреля в 20:22

      Очень интересно!!!


      Спасибо.
    • Shche
      помощь
      Shche
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 фев 2011
      9 апр 2014, 00:43
      удалить
      Natali_happyнаписала 8 апреля в 20:29

      Восторг даже от рассказа, не видя всего этого, представляю, как эмоции Вас захлестнули! Такое на всю жизнь запомнится!


      Похоже, эмоции удалось передать. Спасибо.
    • Norisfox
      помощь
      Norisfox
      в друзья
      в контакты
      С нами с 20 окт 2011
      9 апр 2014, 02:44
      удалить
      Ну очень интересно! Спасибо, Паша!!
      А насчет желания — да! Абсолютно согласна!!
    • eduardos
      помощь
      eduardos
      в друзья
      в контакты
      С нами с 23 ноя 2012
      9 апр 2014, 05:26
      удалить
      Наверное это, как загадывать желание пока "падает звезда"))).
      Невозможно так быстро проговорить его мысленно...
    • Leolik
      помощь
      Leolik
      в друзья
      в контакты
      С нами с 4 июн 2011
      9 апр 2014, 06:43
      удалить
      Павео, очень интересно! Такакя совершенно закрытая от нас сторона жизни!
      Спасибо, что осветили!
    • Shche
      помощь
      Shche
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 фев 2011
      9 апр 2014, 07:42
      удалить
      Norisfoxнаписала 8 апреля в 23:44

      Ну очень интересно! Спасибо, Паша!!
      А насчет желания — да! Абсолютно согласна!!


      Спасибо, Лена. Рад, что ты меня поняла...
    • Shche
      помощь
      Shche
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 фев 2011
      9 апр 2014, 07:46
      удалить
      eduardosнаписал 9 апреля в 02:26

      Наверное это, как загадывать желание пока "падает звезда"))).
      Невозможно так быстро проговорить его мысленно...


      С падающей звездой у меня аналогия возникла во время написания текста, но решил не использовать — лично у меня нет практики загадывать желание на падающую звезду, да и при падении звезды никаких переживаний не возникает...

      Спасибо
    • Shche
      помощь
      Shche
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 фев 2011
      9 апр 2014, 07:51
      удалить
      Leolikнаписала 9 апреля в 03:43

      Павео, очень интересно! Такакя совершенно закрытая от нас сторона жизни!
      Спасибо, что осветили!


      Лена, рад, что понравилось... Сейчас, когда после прилета не прошло и 10 дней, пишется о том, что вызвало самые яркие впечатления... Дальше пойдет обычная "работа" — площади, храмы, горы. Реки и т.д :)))
    • OlgaVar
      помощь
      OlgaVar
      в друзья
      в контакты
      С нами с 20 мар 2010
      9 апр 2014, 08:26
      удалить
      Спасибо, Павел, и за рассказ, и за загаданные вами желания. Однозначно, такая встреча из разряда неординарных. Самой за два раза посещения площади Дурбар так и не довелось увидеть Кумари, хотя о ней знала. Вам вдвойне повезло. А получается, что саму девочку фотографировать своим фотоаппаратом нельзя...жаль, конечно.
    • Shche
      помощь
      Shche
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 фев 2011
      9 апр 2014, 08:31
      удалить
      OlgaVarнаписала 9 апреля в 05:26

      Спасибо, Павел, и за рассказ, и за загаданные вами желания. Однозначно, такая встреча из разряда неординарных. Самой за два раза посещения площади Дурбар так и не довелось увидеть Кумари, хотя о ней знала. Вам вдвойне повезло. А получается, что саму девочку фотографировать своим фотоаппаратом нельзя...жаль, конечно.


      Саму девочку снимать нельзя... Сперва тоже подумал, что жаль. А потом понял, что правильно. Это же не Клаудия Шифер выглядывает, тут дело в чувствах. Уверен, что дай мне возможность снимать, я бы сделал пяток кадров ... и все прошло бы мимо меня...
    • Nina__Pastuhova
      помощь
      Nina__Pastuhova
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 янв 2012
      9 апр 2014, 11:14
      удалить
      Спасибо, Павел за такое интересное повествование. Я бы тоже не сумела ничего загадать в этой ситуации...
    • Maynur
      помощь
      Maynur
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 ноя 2011
      9 апр 2014, 11:59
      удалить
      Мы тоже видели живую Кумари. Туристов во дворе было очень много, мне не удалось ее сфотографировать. Видя,что я держу фотоаппарат наизготовке, служака не отходил от меня. В таких местах , конечно, надо путешествовать с гидом. От них можно узнать гораздо больше, чем в Инете. Про загадывание желаний,например, узнала только из вашей заметки. Зная про это, даже фотоаппарат не достала бы.
    • elpon
      помощь
      elpon
      в друзья
      в контакты
      С нами с 9 ноя 2010
      9 апр 2014, 16:01
      удалить
      Очень интересно! Спасибо!
    • Evgelia7
      помощь
      Evgelia7
      в друзья
      в контакты
      С нами с 20 мая 2013
      9 апр 2014, 17:22
      удалить
      Спасибо, очень интересно! Вам повезло!
    • Maggie_78rus
      помощь
      Maggie_78rus
      в друзья
      в контакты
      С нами с 1 июн 2012
      9 апр 2014, 18:05
      удалить
      Нам наоборот рассказывали, что Кумари не должны учиться. Они "всезнающие" от природы.
      Вот интересно, честно ли проходят выборы кумари или тоже возможна какая-то протекция и подкуп?
    • Shche
      помощь
      Shche
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 фев 2011
      9 апр 2014, 18:21
      удалить
      Nina__Pastuhova 9 апреля в 08:14

      Спасибо, Павел за такое интересное повествование. Я бы тоже не сумела ничего загадать в этой ситуации...


      Рад, что смог заинтересовать...
    • Shche
      помощь
      Shche
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 фев 2011
      9 апр 2014, 18:22
      удалить
      Maynurнаписала 9 апреля в 08:59

      Мы тоже видели живую Кумари. Туристов во дворе было очень много, мне не удалось ее сфотографировать. Видя,что я держу фотоаппарат наизготовке, служака не отходил от меня. В таких местах , конечно, надо путешествовать с гидом. От них можно узнать гораздо больше, чем в Инете. Про загадывание желаний,например, узнала только из вашей заметки. Зная про это, даже фотоаппарат не достала бы.


      Убеждаюсь, что держа всегда фотокамеру на изготовке, мы порой пропускаем что-то более важное...
    • Shche
      помощь
      Shche
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 фев 2011
      9 апр 2014, 18:24
      удалить
      elponнаписала 9 апреля в 13:01

      Очень интересно! Спасибо!



      Evgelia7написала 9 апреля в 14:22

      Спасибо, очень интересно! Вам повезло!



      Спасибо за отклики:)) Да, считаю, что повезло (по-больше бы подобного везения, чаще бывает наоборот)
    • Shche
      помощь
      Shche
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 фев 2011
      9 апр 2014, 18:29
      удалить
      Maggie_78rusнаписала 9 апреля в 15:05

      Нам наоборот рассказывали, что Кумари не должны учиться. Они "всезнающие" от природы.
      Вот интересно, честно ли проходят выборы кумари или тоже возможна какая-то протекция и подкуп?


      Тут спорить не стану, наш гид четко сказал, что утром она "работает богиней", а днем ее в том числе и учат... всезнающей тоже полезно быть грамотной, да и с первой кровью богиня покидает тело девочки, вместе со "знанием", а вот начинать учиться в том возрасте как-то поздновато. Так что получение образования вполне логично.

      На счет протекций ничего не скажу, а порядок выбора девочки описан в Вики ru.wikipedia.org/wiki/Кумари#…
    • tata3581
      помощь
      tata3581
      в друзья
      в контакты
      С нами с 20 фев 2011
      9 апр 2014, 21:00
      удалить
      Удивительная история! Очень интересно!
    • Shche
      помощь
      Shche
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 фев 2011
      9 апр 2014, 21:46
      удалить
      tata3581написала 9 апреля в 18:00

      Удивительная история! Очень интересно!


      и все святая правда:))) Спасибо.
    • piksel
      помощь
      piksel
      в друзья
      в контакты
      С нами с 20 сен 2010
      10 апр 2014, 03:54
      удалить
      Потрясная заметка! Испытанные чувства переданы так, как будто стоял рядом с вами и все ощутил сам!
    • chedty
      помощь
      chedty
      в друзья
      в контакты
      С нами с 14 мая 2012
      10 апр 2014, 05:23
      удалить
      Здорово, что ты съездил в Непал, мы все теперь много нового узнаем. Спасибо!
    • Tavy
      помощь
      Tavy
      в друзья
      в контакты
      С нами с 8 фев 2012
      10 апр 2014, 10:43
      удалить
      Shcheнаписал 10 апреля в 02:22

      Убеждаюсь, что держа всегда фотокамеру на изготовке, мы порой пропускаем что-то более важное...


      Часто думаю о том же)
      Невероятные эмоции! Спасибо.
    • Shche
      помощь
      Shche
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 фев 2011
      10 апр 2014, 10:52
      удалить
      pikselнаписал 10 апреля в 00:54

      Потрясная заметка! Испытанные чувства переданы так, как будто стоял рядом с вами и все ощутил сам!


      Такое возможно только тогда, когда читатель настроен на подобную волну и готов к приему передаваемых чувств. Вам удалось получить то, что я старался передать, это очень приятно. Спасибо
    • Shche
      помощь
      Shche
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 фев 2011
      10 апр 2014, 10:54
      удалить
      chedtyнаписал 10 апреля в 02:23

      Здорово, что ты съездил в Непал, мы все теперь много нового узнаем. Спасибо!


      Такой коммент очень прибавляет мотивации, спасибо. (но и добавляет ответственности)
    • Shche
      помощь
      Shche
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 фев 2011
      10 апр 2014, 11:01
      удалить
      Tavyнаписала 10 апреля в 07:43

      Часто думаю о том же)
      Невероятные эмоции! Спасибо.


      Рад, что удалось вызвать положительные эмоции другого спектра (ведь чего-чего, а с эмоциями в нашей стране сейчас даже перебор) спасибо
    • Tavy
      помощь
      Tavy
      в друзья
      в контакты
      С нами с 8 фев 2012
      10 апр 2014, 12:17
      удалить
      Shcheнаписал 10 апреля в 19:01

      ведь чего-чего, а с эмоциями в нашей стране сейчас даже перебор


      Это да, эмоций и адреналина за последние месяцы было больше, чем за всю предыдущую жизнь наверное...
    • izgutman
      помощь
      izgutman
      в друзья
      в контакты
      С нами с 28 мар 2012
      10 апр 2014, 13:33
      удалить
      Shcheнаписал 9 апреля в 05:31

      Саму девочку снимать нельзя... Сперва тоже подумал, что жаль. А потом понял, что правильно. Это же не Клаудия Шифер выглядывает, тут дело в чувствах. Уверен, что дай мне возможность снимать, я бы сделал пяток кадров ... и все прошло бы мимо меня...


      Очень хорошо понимаю. Согласен.
    • izgutman
      помощь
      izgutman
      в друзья
      в контакты
      С нами с 28 мар 2012
      10 апр 2014, 13:38
      удалить
      Паша, спасибо за возможность "сопережить" с тобой такой потрясающий момент! Молодец, что написал сразу! Блестяще и волнующе!
    • Shche
      помощь
      Shche
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 фев 2011
      10 апр 2014, 14:08
      удалить
      izgutmanнаписал 10 апреля в 10:38

      Паша, спасибо за возможность "сопережить" с тобой такой потрясающий момент! Молодец, что написал сразу! Блестяще и волнующе!


      Моменты, которые зацепили нельзя оставлять на потом, только если они требуют какого-то осознания. здесь-же чистая эмоция, осознание может быть только во вред...
      Поездка в Непал была очень насыщена и нетрадиционна для меня, будет много материалов... они наверняка будут весьма интересны и информативны, то таких эмоциональных уже не будет... Спасибо.
    • oguma
      помощь
      oguma
      в друзья
      в контакты
      С нами с 18 мар 2011
      11 апр 2014, 13:59
      удалить
      Shcheнаписал 9 апреля в 14:31

      Саму девочку снимать нельзя... Сперва тоже подумал, что жаль. А потом понял, что правильно. Это же не Клаудия Шифер выглядывает, тут дело в чувствах. Уверен, что дай мне возможность снимать, я бы сделал пяток кадров ... и все прошло бы мимо меня...

      Абсолютно согласен. Я тоже стараюсь "не воевать" с правилами в таких местах. В конце концов это места где можно остаться на едине с самим с собой, а увлёкшись фото мы проходим мимо главного...

      Душевно написал, зачитался....

      Shcheнаписал 9 апреля в 14:31

      и что же меня просил тот большой не бритый белый человек...? /

      Шо за безобразие? Какой "белый"? Как настоящий путешественник ты должен был быть серым от дорожной пыли :)))
    • Shche
      помощь
      Shche
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 фев 2011
      11 апр 2014, 15:18
      удалить
      ogumaнаписал 11 апреля в 10:59


      Шо за безобразие? Какой "белый"? Как настоящий путешественник ты должен был быть серым от дорожной пыли :)))


      Не, я был скорее красный ... но точно не бритый вот фото, которое я отправлял жене только спустившись с гор
      0

      Автор: Shche

    • travdim
      помощь
      travdim
      в друзья
      в контакты
      С нами с 22 апр 2011
      19 апр 2014, 21:27
      удалить
      Отличный познавательный материал, очень душевно написано. Спасибо!
    • Shche
      помощь
      Shche
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 фев 2011
      19 апр 2014, 21:32
      удалить
      travdimнаписал 19 апреля в 18:27

      Отличный познавательный материал, очень душевно написано. Спасибо!


      Написано скорее эмоционально... Спасибо
    Наверх