Усть-Баргузин

Как я поднимался на Святой Нос

12 июля 2010 года|| 4| 13003

Это забавная история....
    Эостойная, чтобы её выложить в разделе Back in USSR или в Безотчётных заметках.
    Байкальские воспоминания вообще одни из самых ярких... просто не хватает времени сесть, обдумать, написать... когда я там был, то приходили мысли - зачем дальние страны, Гималаи, Тибет, Китай - вот твоя страна и земля красоты и мощи совершенно нечеловеческой...

Дело в том, что у меня есть друзья в Бурятии. Знакомая - Оюна, преподаватель философии (в частности буддийской) в университете Улан-Уде и её муж Слава Киплюкс (ярый путешественник и буддист)... Мы тогда планировали месячное путешествие по Монголии, Бурятии и по Байкалу... в результате начали там ссориться из-за пустяков... в общем пришлось прервать.

А в Баргузине случилось следующее...
    Слава страшно суеверен, что характерно для большинства буддистов... на перевалах разбрасывает деньги, кропит водкой и т.д.
    Дорога до Баргузина из Улан-Уде - невероятно красивая... тайга здесь не чета прибайкальской. Там она мягче, а здесь дикая, суровая, почти злая..
    Большое количество гарей - говорят иногда нарочно палят тайгу, чтобы не брать разрешение на вырубку. Каждые пять минут на встречу огромные траки с отборным лесом в Китай. В общем, сердце кровью...
    В Горячинске по дороге - уникальные термальные источники. У ребят там друг живёт - врач-невропатолог и ортопед Николай... Он совершенно невероятный человек и выдающийся специалист. Говорят у него всю жизнь народ из Москвы из правительства лечится ездит. Чудик и абсолютно сумасшедший на всю голову. Я давно так не смеялся, как с ним. Оюна потом показывала кладбище, где он практикует тибетскую практику чход... что это, можете почитать на буддийских форумах... в общем, не слабонервных. Вылечил себя от рака между прочим.

В общем ...ближе к делу.
    Где-то на полдороги от Горячинска до Баргузина... ближе к Баргузину есть озеро, называется Духовое... почему Духовое? Говорят там живут местные духи. Народ его старается объезжать и сильно там не задерживается. А вот Слава каждый раз испытывает судьбу. По дороге к нему он себя накачивает и сыплет рассказами о проделках местных духов и о человеческой беспечности при столкновении с непознанным... Был у него друг герой альпинист, не знал преград... и прослышал тот друг об одной скале в забайкальской тайге, которую по преданию оберегал сильный дух... Решил тот альпинист взобраться на эту скалу и доказать, что человек сильнее духов и суеверий. Снизу были друзья и видели как он стоял на вершине. Упасть со скалы он не мог , поскольку сразу под вершиной был очень широкий карниз через который человеку физически не перепрыгнуть... в общем шесть человек видели, как тело альпиниста летело с высоты нескольких сот метров.... Я тут же вспомнил рассказ своего друга, он проходил несколько раз буддийские ритриты в Курумкане. Был как-то случай, когда он решил прогуляться в тайгу... и вот где-то в горах вдруг почувствовал недомогание. Говорит еле вернулся в лагерь. Лежал и буквально умирал почти неделю. Врачи не могли ничего сделать и даже идентифицировать заболевание, пока не позвали специально обученного ламу. Лама поднял его на ноги за два дня. Потом сказал, что тот обеспокоил своим посещением одного местного духа... Вот такие "сказки" хотят в тайге...
    Как бы там ни было мы остановились у Духового. Озеро, как озеро. Таежное. С заболоченными берегами. С сухостоем и валежником. Довольно унылое. Посидели, побродили... пошли заводить машину... НЕ ЗАВОДИТСЯ... Слава матерится. У него каждый раз приключения с этим. То колесо спустит, то в бензине оказывается вода. А теперь вот не заводится... То ли стартер, то ли генератор. В общем с грехом пополам часа через два машину запустили и ещё час после этого Слава нервно курил, а руки, лежавшие на руле, дрожали мелкой дрожью... В Баргузин приехали часа через два или три.
    Усть Баргузин - большая деревня охотников и браконьеров. Живут здесь по старинке но крепко. Зарабатывают здесь и на туристах - любителей дикой природы, нерп и медведей. Туристов не много, но если уж приезжают... Впрочем в Монахово и в Змеёвой бухте летом от народу продохнуть негде - Слава их презрительно называет "иркуты" за отвратительную привычку городских жителей сбиваться в кучи и гадить на природе... но чуть в сторону - глухая тайга.
    Наверное одно из самых замечательных впечатлений этого городка-деревни - памятник Ленина с Дзержинским и паромная переправа через реку Баргузин.

В общем, ближе к сути. Подниматься на Святой Нос нужно с утра. Но у нас было масса планов, к тому же проспали мы довольно долго, по дороге засыпали оставленный кем-то в лесу костёр и этот день в Монахово приехали часам к трём дня. Было ясно, что если восходить, то восходить надо сегодня или от восхождения отказаться, иначе все остальные планы рушатся. Слава от восхождения отказался, сославшись на больное колено... я сразу заподозрил, что здесь что-то не так, но природное упрямство взяло своё.
    В общем они забросили меня к началу тропы и поехали искать место для лагеря. День был ясный и солнечный и не предвещал ничего плохого. Впрочем тропа казалось почти дикой и заброшенной и только голубые засечки-метки на деревьях не позволяли сбиться с пути. Склоны в этих местах очень крутые, куда этим звериным тропам до пробитых почти до авеню тропам Гималаев. Впрочем почти в самом начале я встретил группу дисциплинированных австрийцев, которые уже спускались с вершины... Как бы там ни было через два часа я уже был у креста. Обычный крест из двух веток сосны, почти не обработанных. Слава говорит, что это православные священники стараются утвердить превосходство веры над местными обычаями... как бы там ни было этих двух часов вам уже достаточно, чтобы окупить все затраты и трудности дороги сюда.

Но... вершина пока не достигнута, и я продолжаю восхождение.
    Тропа то теряется, то появляется вновь. Погода вроде по прежнему солнечная, но на горизонте... там за Баргузином, там где по прогнозу лежит Духовое озеро начинают зреть смутные тяжёлые облака...
    Ещё час восхождения, а вершина ещё далеко. Облака потихоньку начинают затягивать горизонт и начинает накрапывать дождь. Но нас так не сломишь. Тем более я встречаю ещё одну пару сумасшедших, ищущих путь на верх. Какое-то время мы идём вместе, но потом они отстают. Дождь всё сильнее, но я не могу удержаться, чтобы не оборачиваться назад при каждом повороте тропы - не помню где и когда я мог бы видеть столь же захватывающее дух зрелище...

И вот, после пяти часов практически непрерывного восхождения я на вершине. Меня встречает табличка: "Вы сделали это. Вы находитесь на вершине плато Святой Нос. 1820 м. над уровнем моря".
    Тем временем уже полдевятого, солнце клонится к закату, дождевые облака то наступают, то отступают, дождь то усиливается, то почти совсем прекращается... но картина открывшаяся отсюда моему взору столь невероятна, что у меня нет духу пустится в обратный путь... валуны, влажные мхи и стелющиеся коряги .... и главное дикая, абсолютно невероятная красота лежащего подо мной ландшафта: где-то там вдалеке пойма Баргузина, накрытая тяжёлыми облаками, блестящие внизу болота и огромное озеро перешейка, заострённые пики Баргузинского хребта, далеко на Юго-западе накрытый тучами Ольхон , острова разбросанные по свинцовой глади моря и почти магические столбы солнечного света, пробивающиеся через разрывы облаков... всё это создаёт небывалую, нечеловеческую, мистическую картину первобытного мира... и я один среди этого.

Я брожу как сомнамбула и лихорадочно снимаю на камеру... потом я ещё делаю упражнения, чтобы вернуть силы и подготовится к спуску.
    Итого час на вершине. Половина десятого. Ещё немного и солнце совсем исчезнет за Байкалом и мне предстоит спуск в темноте. Есть сильное искушение идти вниз вдоль ручья Маркова, но... я не знаю этой дороги и уж совершенно точно высока вероятность заблудиться в тайге среди ночи... Пока я колеблюсь над Байкалом со стоны Баргузина и Духового появляется маленькое почти незаметное белое облачко... Почему-то это облачко кажется мне знакомым. Я как заворожённый слежу за ним, в то время оно довольно быстро приближается к мне, на глазах разрастаясь в размерах и превращаясь в жуткую тёмную тучу.

Я не могу отвести глаз от этой жуткой картины и щёлкаю затвором. Бешеный дракон бросается на гору и начинает её
    пожирать... У меня сдают нервы. Прыжком я добегаю до начала тропы, но дракон меня опережает: за считанные минуты туча поднялась по склону и кинулась на вершину. Я только успеваю упасть ниц на мягкий мох и накрыть голову рюкзаком. В следующую минуту начинается невероятное. Меня накрывает тьмой и бешеный шквал ветра грозить обрушить окружающие меня скалы. Молнии сверкают так близко, что я ещё сильнее вдавливаюсь в грунт. Мне трудно подсчитать как долго свирепствует эта неистовая ярость... помню только, что за это в общем-то не продолжительное время, я вспомнил все молитвы и все мантры, о которых я когда-либо слышал до тех пор... Потом небеса разверзаются и начинается ливень.
    Я вскакиваю и лечу вниз по склону, как оглашённый. Не видя тропы, не разбирая дороги. Залитые водой камни скользят, но я прыгаю с одного на другой, прыгаю через них, спасаясь от этой жуткой стихии. Молнии продолжают преследовать. Их разряды ложатся метрах в стах или пятидесяти от меня, но адекватно оценить не успеваю...
    Часа через два пробегаю мимо креста. Я уже не помню когда я весь насквозь промок, включая новые треккинговые ботинки GoreTex, которые хлюпают и выплёскивают наружу грязную жижу.. гроза прекратилась, но дождь продолжается, а спуск становится всё сложнее из-за крутизны склона, которая здесь достигает 45 и даже 50 градусов уклона. Кое-где просто качусь кувырком.

Тем не менее мне становится немного спокойнее и я начинаю понемногу оценивать ситуацию... Совсем потеряться я наверное не смогу, поскольку направление движение понятно - сквозь тайгу маячит Байкал отсветами на воде... но я могу зайти в тупик или в бурелом, где потеряю силы и придётся торчать в тайге до утра. Фонарь слабо освещает происходящее. В душу на место пережитого шока медленно, предательскими паутинками закрадывается лёгкая паника, но я вполне контролирую себя и главное сейчас не останавливаться. Даю себе передышку и снова поднимаюсь, чтобы идти... Ещё час, а тропа, кажется окончательно потеряна. Останавливаюсь и вслушиваюсь в тайгу. Говорят, здесь медведи не редкость... Ещё полчаса... И вдруг... О УЖАС!!!.. Ветки в ста метрах от меня начинают шевелиться и оттуда доносится какой-то неясный звук!... "Помогите! Помогите!" - наконец, я могу различить человеческую речь... Ещё две минуты и я натыкаюсь на своих давешних попутчиков на вершину. Они тоже поднялись, на вершину, но гроза застала их на спуске и они довольно быстро потерялись в тайге. И вот мы встретились. Какая удача!

Ещё полчаса блуждания в темноте и мы выходим на тропу. Оказывается она была рядом - я совсем ненамного отклонился вправо.
    Ещё минут через сорок я в лагере с друзьями. Часы показывают час. Друзья рады и поносят меня на чём свет... Как бы там ни было, приключение состоялось, и я поднялся на Святой Нос.