Москва

Москва

LAT
  • 55.75523N, 37.61787E
  • Я здесь был
    Было: 1860
    Хочу посетить
    34521

    1535 материалов по 1 534 объектам,  54 417 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    grau59 5161
    ERCHOV 2457
     
    музеи, выставки
    • GPS
    • Россия, Москва, ул. Воздвиженка, 5
    • (495)691-2109
    • www.muar.ru/
    Фотографии
    Карта
    428 фото
    dots
    вики-код
    помощь
    Вики-код объекта:
    Советы и отзывы путешественников (5) помощь
    yaguarovna
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 27 фев 2019

    Непотопляемое искусство веры. Фрески Макарьева монастыря.

    Достопримечательности → музеи, выставки
    11 марта||
    GPS
    |7 (4)| 14| 17510
    5
    Летом 2023 года мне встретилась информация о том, что в Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева организована экспозиция "Калязин. Фрески затопленного монастыря".
    Сразу вспомнился круиз по Волге, торчащая из воды колокольня и никаких мыслей о том, что что-то могло сохраниться.
    5

    Автор: yaguarovna


    Стало интересно и я решила, что надо сходить посмотреть. Вскоре образовалась такая возможность: отпуск, дождливый день — по этому поводу на дачку я не поехала, середина недели — все при деле, никого звать для компании не стала. Таким образом в середине дня я оказалась в музее архитектуры. Он мне сразу понравился — историческое здание, приветливый и любезный персонал, и небольшое количество посетителей (возможно, потому что лето, многие разъехались из Москвы, но ведь и приезжают очень многие!).
    Приобретя билет я прошла к залам, где размещена экспозиция.
    0

    Автор: yaguarovna


    Оказалось, она посвящена результатам многолетней работы по изучению и сохранению фресок Троицкого Макарьева монастыря, впервые за 80 лет можно увидеть настенные росписи, созданные еще в 1654 году.
    Фрагменты летописи Троицк
    3

    Автор: yaguarovna

    Фрагменты летописи Троицкого собора Троицкого Макарьева монастыря с датой создания росписи: "…Зачата бысть сия соборная церковь Живоначальные Троицы… 7162 (1654) году июня в 8 день при державе великий государя царя и великого князя Алексия Михайловича всеа Великии, Малыя, Белыя Руссии в десятое лето государства".


    В первом зале на интерактивных экранах представлены архивные документы, фотографии, дневники участников грандиозного действия по снятию и сохранению фресок.
    1

    Автор: yaguarovna

    .
    Мне кажется, я все предстваленное перефотографировала, так захватила меня эта история.
    2

    Автор: yaguarovna


    Интересно было посмотреть на фотографии людей в процессе этой работы, почитать выдержки из их дневников: какие трудности у них возникали, как происходил выбор какие фрагменты подлежат "демонтажу", как принимались решения о способе хранения...
    2

    Автор: yaguarovna

    .
    1

    Автор: yaguarovna


    В последующих залах представлены уже оригиналы некоторых записей.
    И, конечно же, главное — сохранившиеся фрески!
    4

    Автор: yaguarovna

    .
    4

    Автор: yaguarovna


    Знаете, это невероятные чувства, когда есть возможность рассмотреть сохранившиеся рисунки на уровне своего взгляда. Пол словно растворяется и ты возносишься если не на небеса, то на тот уровень, где было место фресок, под своды храма.

    Троицкий Макарьев монастырь, один из самых богатых и почитаемых в России, основал в 1434 году преподобный Макарий Калязинский. В разные годы здесь бывали Иван Грозный, Борис Годунов и Алексей Михайлович и другие цари.
    3

    Автор: yaguarovna


    Троицкий собор Троицкого Макарьева монастыря возвели ростовские мастера в 1521-1523 годах. Здесь в 1609 году на протяжении нескольких месяцев полководец Михаил Скопин-Шуйский собирал свою армию против польско-литовских войск и Лжедмитрия II. Здесь же в ходе Калязинской битвы он отразил нападение гетмана Яна Сапеги, прежде чем отправиться в освободительный поход к Троице-Сергиеву монастырю и Москве. Несмотря на это в мае 1610 года Троицкий Макарьев монастырь был захвачен и разграблен поляками, они разрубили на части и вывезли серебряную раку преподобного Макария, подаренную монастырю Борисом Годуновым, от пожара пострадали росписи Троицкого собора.
    2

    Автор: yaguarovna


    В 1940 году во время строительства Угличского водохранилища ансамбль монастыря был затоплен, но фрагменты настенной живописи удалось спасти участникам экспедиции музея Академии архитектуры.
    В общей сложности было снято со стен и сводов 126 фрагментов общей площадью 185 кв.метров фресок Троицкого собора, из них 117 фрагментов передали сюда, в Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева, остальные направлены в другие музейные собрания.
    4

    Автор: yaguarovna


    Фрески, выбранные для выставки, в основном воспроизводят сюжеты из Ветхого Завета, циклов об Иисусе Христе, рождении Богородицы, а также изображают сцены из Апокалипсиса Иоанна Богослова. Их создали 18 царских иконописцев, среди которых художники из Костромы и Ярославля. Считают, что эти же мастера в начале XVII века создали настенные росписи в Московском Кремле.
    Немного поподробнее расскажу о некоторых из увиденных фресок. И начну с
    Преподобный Макарий Каляз
    4

    Автор: yaguarovna

    Преподобный Макарий Калязинский с основанным им Троицким монастырем в Калязине, обращающий молитву к Святой Троице.


    Точных данных нет, но принято считать, что Преподобный Макарий родился в 1402 году в семье знатного боярина Василия Кожина, при крещении был назван Матвеем. В 18 лет Матвей по воле родителей женился, но молодожены договорились, что если один из них умрет, другой уйдет в монастырь. Спустя год после свадьбы умерли родители Матвея, а еще через два скончалась его жена. Матвей принял постриг с именем Макарий в Кашинском Клобуковском монастыре, но через несколько лет он покинул монастырь, выстроив себе келью в лесу на левом берегу Волги. Постепенно образовалась обитель, где Макарий был избран игуменом. За 40 дней рядом с кельями была построена деревянная Троицкая церковь, давшая впоследствии одно из названий монастырю.
    Преподобный Макарий Каляз
    3

    Автор: yaguarovna

    Преподобный Макарий Калязинский с основанным им Троицким монастырем в Калязине, обращающий молитву к Святой Троице.


    Мощи преподобного Макария были обретены нетленными в 1521 году, возле них сразу же стали совершаться исцеления. На Соборе 1547 года он был причислен к лику святых Русской Церкви.
    На иконе "Преподобный Макарий Калязинский с основанным им Троицким монастырем в Калязине, обращающий молитву к Святой Троице" изображен вид монастыря, каким он был в XVIII веке, икона была расположена в центре у торцовой стены храма.
    4

    Автор: yaguarovna


    Фреска "Грехопадение" иллюстрирует эпизод, когда прародители Адам и Ева находятся в раю возле древа познания. Его обвивает змей, который протягивает запретный плод Еве. Справа от него видно круглое темное пятно: на этом месте раньше крепился голосник — глиняный сосуд, который использовали для акустики в интерьере храма. В композиции прародители не вкушают запретный плод, даже руки не протягивают к яблоку, что предлагает им змий. На фреске они только беседуют, обсуждают слова искусителя. Грехопадения пока не случилось, человек все еще стоит перед выбором.
    Грехопадение; Адам и Ева;
    3

    Автор: yaguarovna

    Грехопадение; Адам и Ева; фрагменты композиции "Изгнание из Рая"

    .
    Также черным пятном закрасили еще одно отверстие на другой части фрески.
    Райские кущи, фрагмент ко
    2

    Автор: yaguarovna

    Райские кущи, фрагмент композиции "Изгнание из Рая"

    .
    Сюжет разделен на насколько фрагментов, расположенных в экспозиции рядом друг с другом.
    Каин, искушаемый дьяволом
    2

    Автор: yaguarovna

    Каин, искушаемый дьяволом



    Другой сюжет гораздо больше по площади, на фотографии он самый левый.
    4

    Автор: yaguarovna


    Он повествует историю строительства Вавилонской башни: гордыня подтолкнула людей построить башню до небес, где пребывал Господь Бог. Так жители Вавилона хотели возвыситься и уподобиться Ему.
    Строительство Вавилонской
    2

    Автор: yaguarovna

    Строительство Вавилонской башни

    .
    Строительство Вавилонской
    2

    Автор: yaguarovna

    Строительство Вавилонской башни


    Однако, Бог разрушил строение и сделал так, что люди заговорили на разных языках, перестали понимать друг друга и так и не достроили башню...
    Строительство Вавилонской
    2

    Автор: yaguarovna

    Строительство Вавилонской башни

    .
    Строительство Вавилонской
    2

    Автор: yaguarovna

    Строительство Вавилонской башни


    При создании фрески "Строительство Вавилонской башни" мастер придерживался текста из Ветхого Завета и подробно изобразил процессы строительства. Темный круг на фреске — тоже место утраты штукатурки, след от горлышка голосника.
    2

    Автор: yaguarovna

    .

    По преданию, на острове Патмос ученик Иоанна Богослова, одного из 12 апостолов, записал с его слов последнюю книгу Нового Завета — "Откровение" Иоанна Богослова, или "Апокалипсис". После многодневного поста Иоанну было пророческое видение о будущем рождении Антихриста на земле, бедствиях, Втором пришествии Иисуса Христа, победе Бога над дьяволом, конце света и о Страшном суде. Согласно тексту Апокалипсиса, художник рядом с ним разместил ангела, который объясняет происходящее.
    2

    Автор: yaguarovna


    В начале текста Апокалипсиса богослов обращается к ангелам Семи церквей в Асии (т.е. Азии) — римской провинции, образованной в 133 году до нашей эры на территории Пергамского царства.
    Ангелы семи церквей. Юго-
    2

    Автор: yaguarovna

    Ангелы семи церквей. Юго-западный столб

    Это изображено на западной части Троицкого собора.
    Ангелы семи церквей. Юго-
    2

    Автор: yaguarovna

    Ангелы семи церквей. Юго-западный столб

    .
    На фрагменте фрески семь храмов, перед каждым из которых стоит ангел с развернутым свитком, на котором написаны начальные слова обращения к этой церкви из Апокалипсиса.
    Ангелы семи церквей. Юго-
    2

    Автор: yaguarovna

    Ангелы семи церквей. Юго-западный столб



    Очень интересным показался мне еще один большой фрагмент фрески из цикла "Апокалипсис", на котором изображен момент, который увидел апостол Иоанн Богослов: восседавший на облаке Господь, подобный Сыну Человеческому, сошел на землю, чтобы пожать серпом виноград.
    Сын человеческий производ
    3

    Автор: yaguarovna

    Сын человеческий производит суд, подобно жатве и обрезанию винограда. Западная стена.


    Острый серп в руках Господа символизирует кончину мира. Под фигурой Господа изображены ангелы, они серпом собирают гроздья винограда — это народы, которые погибнут в пришествие Господа.
    Сын человеческий производ
    2

    Автор: yaguarovna

    Сын человеческий производит суд, подобно жатве и обрезанию винограда. Западная стена.



    И еще один фрагмент "Апокалипсиса" под названием "Конь бледный и конь вороной".
    3

    Автор: yaguarovna

    Сюжет описан в "Снятии третьей и четвертой печатей" из Откровения Иоанна Богослова глава 6, стих 5 и глава 6, стих 8.
    3

    Автор: yaguarovna


    И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей, —
    Конь бледный и конь ворон
    2

    Автор: yaguarovna

    Конь бледный и конь вороной.


    И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.
    Конь бледный и конь ворон
    2

    Автор: yaguarovna

    Конь бледный и конь вороной.



    В последнем зале представлены фрески с ликами ангелов.
    2

    Автор: yaguarovna

    .
    2

    Автор: yaguarovna

    .
    2

    Автор: yaguarovna


    Среди них, безусловно, выделяется фрагмент фрески "Богоматерь на троне".
    Богоматерь. Фрагмент
    2

    Автор: yaguarovna

    Богоматерь. Фрагмент "Богоматерь на троне". Дьяконник. Конха апсиды.


    Согласитесь, в ее глазах всепрощение, понимание и милость.

    Весьма реалистично изображен козел отпущения, а цветочный орнамент похож на поляну клевера.
    Жертвенный козел, компози
    2

    Автор: yaguarovna

    Жертвенный козел, композиция "Жертвоприношение Авраама": Северная стена.

    .
    Растительный орнамент, ко
    2

    Автор: yaguarovna

    Растительный орнамент, композиция "Жертвоприношение Авраама" (северная стена).



    Из 1000 кв. метров росписей Троицкого собора благодаря экспедиции Академии архитектуры под руководством художника-реставратора Павла Юкина удалось сохранить от 100 до 150 кв. метров фресок (в разных источниках информация различается).
    2

    Автор: yaguarovna


    Ничтожно мало... Но, тем не менее, храм не исчез бесследно под водой, можно увидеть отреставрированные спасенные фрагменты и в воображееии попытаться представить все великолепие храма.
    2

    Автор: yaguarovna



    Такая возможность появилась благодаря авторской методике Владимира Бурого. Она заключается в переносе фрескового слоя на новую, полимерную основу, куда добавляли растворы синтетических полимеров. Более 30 лет фрагменты восстанавливали сотрудники Музея архитектуры и академии им. С.Г. Строганова.
    2

    Автор: yaguarovna

    .
    2

    Автор: yaguarovna


    "При затоплении Калязина монастырь можно было спасти, рассказывает Юлия Ратомская. — В конце 1930-х специалисты выступали с просьбой о его сохранении, предлагали возвести вокруг него вал, который защитил бы территорию монастыря от воды. Но власти на это не пошли по разным причинам, среди прочего предполагали: корабли по Волге будут ходить в таком количестве, что вал помешает судоходству". Тогда спасать памятник решили сами специалисты: зимой 1940 года Академия архитектуры, в состав которой входил нынешний МуАр, организовала экспедицию. Сохранить монастырь ее участникам, естественно, было не под силу, а вот фрески Троицкого собора — вполне. Спасательной операцией руководил выдающийся реставратор Павел Юкин, у которого в советских реалиях накопился большой опыт снятия фресок со стен разрушаемых храмов. Например, он участвовал в демонтаже фрагментов росписи Чудова монастыря Московского Кремля. А еще Юкин успел побывать в ссылке за то, что занимался религиозными памятниками. Наверное, в Калязине ему пригодился и этот опыт: спасательные работы здесь велись под присмотром Волгостроя, специального управления НКВД, занимавшегося сооружением Угличского и Рыбинского гидроузлов.
    2

    Автор: yaguarovna


    Участники экспедиции и работали почти в лагерных условиях, во всяком случае климатических — дело было в январе-феврале, на дворе стояли 30-градусные морозы. Реставраторы работали в полуразрушенных сооружениях. Технология снятия фресок уже была многажды опробована, но в трескучий мороз ее еще никто не применял. Как ни странно, стужа помогала — благодаря ей удавалось снимать огромные фрагменты. Сначала фрагмент выбирали, очерчивали его и отделяли от боковых, прогревали, затем заклеивали марлей, тканью или бумагой и с помощью гибких ножей отслаивали по краям. На следующий день остывший, то есть промерзший, фрагмент снимали, перекладывали живописью вниз на специальные щиты и относили в мастерскую. Там уже на фрагмент помещали конструкцию в виде рамы и заливали гипсом. Закрепленную живопись промывали и реставрировали. Такой способ снятия фресок — «на мороз», как говорил Юкин, спустя год после работы в Калязине реставратор даже запатентовал. В описании метода рекомендуется применять его «в северных странах»: промерзшую стену с живописью нагреть, заклеить роспись тканью, а потом снова заморозить. Благодаря этому способу калязинской экспедиции в сжатые сроки удалось демонтировать 126 фрагментов. «Это фантастическая работа, самый настоящий подвиг, — говорит Юлия Ратомская. — Летчикам после определенного количества боевых вылетов давали звание героя, мне кажется, и реставраторам надо было присуждать это звание».
    Фрагменты летописи Троицк
    2

    Автор: yaguarovna

    Фрагменты летописи Троицкого собора Троицкого Макарьева монастыря с датой создания росписи: "…Зачата бысть сия соборная церковь Живоначальные Троицы… 7162 (1654) году июня в 8 день при державе великий государя царя и великого князя Алексия Михайловича всеа Великии, Малыя, Белыя Руссии в десятое лето государства".

    • Адрес:

      Москва, ул. Воздвиженка, 5

    • Дополнительная информация:

      Рекомендую воспользоваться аудиогидом

    • Телефон:

      (495)691-2109

    • Web-адрес:

      muar.ru

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    153 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Москва
    сообщить модератору
    • Hanya
      помощь
      Hanya
      в друзья
      в контакты
      С нами с 19 июл 2009
      12 мар, 10:20
      удалить
      Великолепие храма!!! Который можно было спасти.
      Сердце стучало, пока я рассматривала все представленные вами фото. Всегда думала, как же снимают фрески, а вы вот рассказали.
      Плачу, не могу сдержаться. Какие испытания прошла моя страна, и сколь велика она героями, которые, ничего не побоявшись, сохранили для нас то, что ДОЛЖНО.

      Когда я несколько раз читала Библию, я уже тогда задумывалась о ее значении для людей. Представляю, каково это было простым безграмотным людям глядеть снизу вверх на эти росписи, повествующие все события. Сдается мне, что многие лица, изображенные на фресках, были жителями Калязина. Через века и года они посылают нам весточку из своего НИОТКУДА. И завещают хранить и беречь все, созданное до нас, чтобы им ТАМ не было, как говорится, мучительно и больно ....


      Спасибо, Светлана за рассказ и замечательные фото. А еще всем за то, что тратите время, ездите, пишете, и так проявляется наша история, узнаются подвиги людей. И это делает нас ЧЕЛОВЕКАМИ, и не только. Но гражданами страны!
    • yaguarovna
      помощь
      yaguarovna
      в друзья
      в контакты
      С нами с 27 фев 2019
      12 мар, 11:12
      удалить
      Татьяна, спасибо огромное за проникновенный отзыв!
      Я не подберу слов, передающих мои впечатления... Я рассказывала об этой выставке чуть ли не каждому встречному первое время, всем настойчиво рекомендовала ее посетить.
      Сходила еще раз не так давно, в конце января этого года. Помимо желания опять увидеть эти фрески (удивительно притягательные!) у меня была еще цель — осмотреть другие залы музея, ведь расположен от в особняке Талызиных, тоже достатично интересный объект)) Гтовлю рассказик про него.
    • iralda
      помощь
      iralda
      в друзья
      в контакты
      С нами с 30 окт 2010
      13 мар, 02:31
      удалить
      Светлана, удивительные и потрясающие ваши впечатления от увиденного! Какой труд! И здесь же не только в героизме дело, а в знаниях и умениях! Спасибо за то, что поделились такой редкостью!
    • Maynur
      помощь
      Maynur
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 ноя 2011
      14 мар, 08:51
      удалить
      Для меня такой материал полное открытие. Знала, что колокольня затоплена и ВСЕ. А тут такое...
    • yaguarovna
      помощь
      yaguarovna
      в друзья
      в контакты
      С нами с 27 фев 2019
      14 мар, 09:14
      удалить
      Вот и я испытала то, что навзывается "культурный шок"!
    • yaguarovna
      помощь
      yaguarovna
      в друзья
      в контакты
      С нами с 27 фев 2019
      14 мар, 09:16
      удалить
      Особенно отрадно, что временная выставка стала постоянной экспозицией музея!
    • AFINAPOST
      помощь
      AFINAPOST
      в друзья
      в контакты
      С нами с 23 июл 2011
      14 мар, 10:21
      удалить
      Технология снятия фресок "на морозе" — ценнейшее открытие!
      Тем более мороза зимой в нашей стране достаточно!

      Спасибо, Светлана, за сенсацию!
    Наверх